Море снится до сих пор...

   
   

В последнее воскресенье июля страна по традиции отмечает День Военно-морского флота. Томск - регион сухопутный, но к этому празднику отношение все-таки имеет. И потому что поддерживает шефские связи с подводной лодкой "Томск", и потому что здесь нашли причал бывшие моряки. Один из них - капитан второго ранга в отставке Валерий Потапов.

Родился Валерий Петрович в глухой сибирской деревне Мотыгино Красноярского края в многодетной семье, где никогда и слыхом не слыхивали о море. Закончил восьмилетку, уехал в Красноярск.

Ремесленное училище, завод, потом повестка в армию. И, кто знает, как могла бы сложиться судьба молодого парня, не попадись на пути опытный наставник - заводской мастер Василий Иванович. Он, зная, что тот хочет связать свою жизнь с морем, выхлопотал ему отсрочку, необходимую для поступления в военно-морское училище.

Предопределение

- Еще в детстве я прочитал книжку "В морях твои дороги", - делится Валерий Петрович. - Там рассказывалось о молодом парне, который бредил морем и в конце концов осуществил свою мечту, став одним из лучших офицеров. Был он штурманом. А штурманы - это, по старому, судоводители - люди серьезные. К тому же из штурманов часто получаются командиры. И мне это так запало в душу, что я - простой деревенский мальчишка, никогда моря не видевший, решил стать моряком. После окончания Владивостокского военно-морского училища Валерий Потапов был направлен служить штурманом противолодочного корабля на Камчатку.

- Еще когда был курсантом, в училище, преобладал стереотип, - вспоминает Валерий Петрович, - нужно обязательно стать подводником. Попасть на атомную лодку и служить там, где труднее - на Севере или Камчатке. Ведь подводники - это настоящая морская элита. Но, к сожалению, по медицинским ограничениям в подводники меня не взяли. Сильно переживал. Но смирился. Ведь на Камчатку-то попал.

Варадеро - земной рай

Для молодого лейтенанта Потапова началась настоящая служба, "любимая служба" - подчеркивает офицер. О ней вспоминается с удовольствием. "Поначалу, конечно, тяжело было, - улыбается он. - Но постепенно втянулся. Нас воспитывали стремлению быть первыми, не бояться трудностей, постоянно совершенствоваться. Профессия военного была в то время престижной. Для меня это были счастливые годы еще и потому, что я после училища женился...

А плавание приносило большое удовольствие. Когда Валерий Петрович начинает перечислять страны, в которых побывал, - захватывает дух: Индия, Куба, Мозамбик, Сомали, Сирия, Ангола. Даже по современным меркам список впечатляющий. А во времена железного занавеса тем паче.

- Характерно то, - отмечает Потапов, - что отношение к нам, русским морякам, за границей, было уважительное и доброжелательное. Помню, на Кубе я поранил ногу. Так за мной в местном госпитале ухаживали лучше всех. Приходил даже потомок старого русского графа, эмигрировавший из России. Все хотел на земляка посмотреть.

Вообще, Куба, по праву считается земным раем, особенно побережье под названием Варадеро. О нем у Валерия Петровича остались самые яркие воспоминания: "Чистота, белоснежный песок, прозрачное море. И ощущение какого-то безмятежного состояния души. Такое редко бывает. А вот в Африке - наоборот. Даже взгляд у местных жителей затравленный. Чувствуется, что жилось им там нелегко".

Сорок пять? На пенсию!

После десяти лет службы на Камчатке Потапова перевели служить в Баку, где он стал преподавателем в военно-морском училище. Здесь за успехи в обучении молодых Валерий Петрович получил орден "За службу Родине в вооруженных силах" третьей степени. Все было хорошо, но дело шло к развалу Союза, и в начале девяностых как снег на голову вышел указ о демобилизации 45-летних офицеров. Чья-то "умная" голова в верхах решила, что крепких, здоровых мужчин в расцвете сил надо списывать. Пришлось определяться. И Потаповы уехали в Томск, где в медуниверситете в то время учился их старший сын Алексей, который кстати теперь уже защитил докторскую диссертацию. Спасибо тогдашнему директору завода режущих инструментов Сергею Никитенко, откликнувшемуся на просьбы о помощи. Он помог с устройством и предоставил комнату в общежитии.

- Мне часто снится море, - делится моряк. - Вспоминаются друзья по службе, далекие страны. Грустно, смотреть на сегодняшнее состояние военного флота, но рад, что он оживает. Если бы пришлось начать все заново, то все повторил бы точь-в-точь.

Смотрите также: