Посягательство на Елань

   
   

Обновленные, яркие патриархальные домики в Верхней Елани, на Кузнецова, сейчас чем-то напоминают киношные декорации. Это - как светлая улыбка из деревянного прошлого. Но, глядя на нее, не покидает ощущение, что после "съемок" фильма под названием "Томская старина" этот "реквизит" разберут на дрова. А на освободившееся место водрузят надменные кирпичные многоэтажки. И это, похоже, недалеко от истины - на престижный район точат зубы многие.

Не только отвергают, но и предлагают

- Я не коренная томичка, - пишет в письме в редакцию "АиФ" - Томск" преподаватель Томского политехнического университета Ольга Константиновна Кононова. - 30 лет назад приехала сюда из столицы и, скажу честно, не сразу полюбила этот город, ставший моей второй родиной. Однако Томск вначале поразил меня красотой деревянной архитектуры, а потом стал дорогим и любимым. В последние годы изменилось очень многое. Город, пережив трудный перестроечный период, растет и хорошеет прямо на глазах. По некоторым его улицам уже не стыдно высоких гостей провести, но в то же время с болью в сердце наблюдаю, как он теряет свою индивидуальность. Тревогу и возмущение вызывает планомерное уничтожение памятников деревянного зодчества. И в первую очередь в Верхней Елани, которой присвоен статус охраняемой зоны.

Защитники "святого" для Томска уголка завалили письмами самые различные инстанции - вплоть до губернатора области и мэра Томска. Однако, ответная реакция - по крайней мере для борцов-общественников - нулевая. Буквально полтора месяца назад ОГУП "Облстройзаказчик" в очередной раз обнародовал в СМИ объявление о строительстве Российской академии правосудия. Предполагаемый громоздкий комплекс зданий, считает Ольга Кононова, совершенно "запечатает" улицу Кузнецова со стороны проспекта Кирова, нарушит целостность композиционного дизайна деревянной застройки Еланской зоны, лишит ее исторической ценности и переспектив реконсрукции. Кстати, притивники не отвергают проект напрочь. В качестве альтернативной площадки для сооружения Российской академии правосудия они предлагают использовать территорию, прилегающую к Московскому тракту. Здесь, практически в самом центре города, уже расположены вузовские комплексы зданий Томского государственного университета, медицинского университета, юридического-экономического института. Возведение Академии правосудия очень хорошо впишется в уже имеющийся здесь комплекс зданий и создаст целостную композиция вузовского центра, - убеждена Ольга Кононова.

Что монстрам под силу, не по плечу "аборигенам"?

Другой болевой точкой для жителей Верхней Елани стало шокирующее решение о строительстве еще одного административно-жилого дома. И знаете где? На спортивной площадке школы N 8 и территории частных гаражей, принадлежащих жильцам близлежащего дома, которые обречены на снос. Директор фирмы ООО "О Верс Плюс" Владимир Ганота считает вопрос о сооружении дома практически решенным. Это же какое усердие и настойчивость надо было проявить (можно предположить, что на "алтарь" положено и нечто другое), чтобы уговорить директора школы, а вместе с ним и городское управление образования, отдать под застройку то, что по закону принадлежит детям.

Создается впечатление, что перед строительным бизнесом не существует границ - он может "забабахать" десятиэтажку хоть на паперти церкви, хоть под стенами монастыря. Выходит, то что по силам строителям, не по плечу "аборигенам". Если следовать этой логике, получается, что у программы по сохранению деревянного зодчества Верхней Елани не одно, а два "дна". Первое - для архаичной публики, страждущей сохранения старины, - в виде косметического ремонта зданий и строений. И второе - для строительных монстров, целенаправленно, метр за метром, отрывающих святые куски от официально взятой под опеку губернатора Еланской зоны. Так что же ее все-таки ждет в ближайшем будущем?

Ножки протягиваем по одежке...

Как известно, в стане архитекторов существуют две точки зрения на развитие Томска. Одна из них - ее проповедует молодая поросль - состоит в том, чтобы, не жалея, сносить старье и застраивать город современными домами. Вторая, тоже крайняя позиция, - ничего не трогать, сберечь для потомков все, как есть. Поэтому пришлось выбирать середину - чтобы город рос и развивался и в то же время сохранял свое неповторимое лицо.

- Нами был проведен анализ территорий с наибольшей концентраций объектов деревянного зодчества, - говорит директор центра "Томск исторический" Николай Закотнов. - В результате получилось восемь зон, в которых тогда было сосредоточено около 550 объектов. "Томск исторический" разработал программу по их сохранению, которая одобрена губернатором. Нам было поручено проработать финансовые, экономические и юридические вопросы, с тем чтобы получился документ, который можно вынести для утверждения на областную Госдуму. Пока эта программа готовится к утверждению (цена вопроса два миллиарда рублей), по инициативе Виктора Кресса запущен пилотной проект по сохранению деревянного зодчества Верхней Елани.

На эти цели из областного бюджета в прошлом году было выделено 60 миллионов рублей. Конечно, денег требовалось гораздо больше, но в "Томске историческом" рады и тому, что получили. В результате, на десяти домах в Еланской зоне выполнен первый этап ремонтно-реставрационных работ. Чтобы сохранить строения, как памятники зодчества - укреплены фундаменты и межэтажные перекрытия, приведены в норму стропильные системы, черепичная кровля заменена на металлическую, восстановлены заборы, крыльца, двери и резьба на зданиях. В текущем году "Томск исторический" продолжит работы на второй очереди Верхней Елани, на которую из областного бюджет выделяется 30 миллионов рублей. Список восстановленных памятников деревянного зодчества пополнится еще пятью отреставрированными домами. В перспективе, утверждает Николай Закотнов, ремонтно-реставрационные работы будут проводиться не только в Верхней Елани, но и в других зонах наибольшей концентрации объектов деревянного зодчества.

Как разомкнуть "кирпичный обод"?

Хорошо, памятники все-таки худо-бедно реставрируются, а как быть с "кирпичным ободом", который неумолимо сжимает Верхнюю Елань?

- Решение о строительстве Российской академии правосудия было принято еще задолго до того, как вступила в действие программа по сохранению Верхней Елани, - говорит Николай Закотнов.

- Этот вопрос рассматривался на совете деревянного зодчества у губернатора, который отклонил первоначальный проект, как не вписывающийся в историческую среду улицы Кузнецова. С одной стороны, понятно, что Томск не может отказаться от Академии правосудия, на размещение которой претендовали все главные сибирские города, а с другой - важно не навредить. Поэтому проектировщикам предложено доработать проект с учетом изменения масштабности здания по убывающей от проспекта Кирова вглубь улицы Кузнецова, с тем чтобы оно органично вписалось в сложившуюся архитектонику. Что касается строительства дома на спортивной площадке школы N 8, то этот вопрос лучше задать ее директору, почему он дал добро на его возведение. "Томск исторический", например, наоборот, чтобы было где ребятишкам заниматься, "прирезал" к спортплощадке часть усадьбы восстановленного после пожара дома N 30 по улице Кузнецова.

Позиция "Томска исторического" в сложившейся ситуации, в общем-то, понятна. Он за то, чтобы Томск развивался и одновременно сохранял свое самобытное лицо. Эта задача, по правде сказать, не из легких. Тем более что один в поле не воин. Особенно сейчас, когда на исторический центр города идет массированное кирпичное наступление. Тут, думается, обязана сказать свое веское слово городская власть. Ее позитивная роль в охране памятников деревянного зодчества должна быть четкой и понятной, а не как в театре теней, едва угадываться за ширмой.

Смотрите также: