Битва за чугун

В девяностые пункты приема металлов были завалены  разным черметом, значительную долю которого составлял чугун. Точнее,   чугунные  крышки дорожных люков. Но со временем правоохранители с помощью рейдов и штрафов  победили эту беду.


Орудуют внаглую

Похоже, девяностые возвращаются. «Томскводоканал» и ОАО РТС бьют тревогу. Город снова захлестнула эпидемия краж вожделенного чугуна.  С начала  июля этого года  рабочим пришлось закрыть 60 открытых люков, с которых исчезли чугунные крышки. Притом что за  весь прошлый год было зарегистрировано только 4 кражи крышек люков. Тенденция налицо. 
Примечательно, что  если раньше воры занимались своим преступным ремеслом в основном в частном секторе или каких-то глухих районах. Но  теперь  они беспредельничают в густонаселенных жилых массивах. В  «Томскводоканале» отмечают, что  львиная доля краж приходится на микрорайон Каштак. 
«Мы сообщаем в полицию о фактах хищений, - комментирует ситуацию  начальник юридического отдела ООО «Томскводоканал» Елена Иванова, - но большинство заявлений пишется впустую. Ущерб слишком мал для возбуждения уголовного дела. А чтобы оштрафовать или наложить административный арест,  нужно еще найти того, на кого этот арест можно наложить».
Статистика на этот счет невеселая. За последние  несколько лет удалось поймать только двух воров, замешанных в краже крышек с люков. Один вор получил наказание в виде общественных работ. По второму пока еще ведется следствие.

Хитрая «химия»

Но как же приемщики металла? Неужели  не видят, что принимают?  Оказывается, жулики разработали  оригинальный рецепт искусственного старения  чугунных крышек. Их разбивают кувалдой. Куски кидают в емкость с водой, добавляют уксус и через непродолжительное время получают старый и ржавый  обезличенный чугунный лом. Как показывает практика, у приемщиков металла он не вызывает особых подозрений.  
Впрочем, проблема не нова и ее уже пытались решить.  Устанавливали  пластиковые крышки на люки. Помнится, их даже выпускало одно  из томских предприятий. Но, к сожалению, показали они себя  плохо. Для автодорог  не подходят.  Не   выдерживают   массы автомобилей. Раскалываются. Получается, пригодны  лишь для  дворов и тротуаров. Но и здесь беда. Предприимчивые горожане воруют и их, используя затем в качестве материала для пешеходных дорожек на даче. 
Пробовали ставить и  так называемые «антивандальные» люки со специальными замками. Но при перепадах температур  эти самые замки сковывало намертво. Рабочие с ними замучились, и от такого нововведения отказались.
Наконец,  специалисты пришли к установке безколодезных задвижек, которыми можно   управлять  с поверхности. При этом   люк, закрывающий доступ к арматуре, всего 15 сантиметров в диаметре.  Из-за малого веса  сдавать его невыгодно.  Правда, специалисты отмечают, что это ноу-хау подходит только для новых сетей. Поэтому старый добрый чугун по-прежнему незаменим. Будем надеяться, что правоохранители, от которых пока не последовало никаких комментариев, активизируются и как следует потрясут пункты приема металлов. А иначе и до несчастных случаев недалеко.
 

Топ 5 читаемых