В болота за адреналином…

Соревнования для сильных характером

Настоящие сибирские болота, бурелом и непроходимая грязь – не преграда для любителей бездорожья. В погоне за адреналином они готовы покорять все новые и новые дикие ландшафты.


Слаженная команда

О том, как простое увлечение переросло в профессиональный спорт, рассказали победители сибирского этапа чемпионата по трофи-рейдам.
Капитан одного из томских экипажей Андрей Проняев вспоминает, что еще пару лет назад не относился к гонкам по бездорожью слишком серьезно. Но после первых успешных выступлений захотелось участвовать и непременно сражаться за первое место. Вместе с этим изменился и подход к подготовке. Он стал более серьезным. И вот результат. В общероссийском рейтинге в первом техническом классе – ТР1 команда уверенно занимает восьмое место. Для сибирских спортсменов  это очень хорошо.
Вообще, в трофи-рейдах есть три класса машин: ТР1, ТР2, ТР3 – в зависимости от подготовки автомобиля. Задача у всех участников – преодолеть трассу за минимальное время. Контрольные точки могут находиться где угодно – в болоте, на дереве или на высоте два метра. Участник должен зафиксировать свое прохождение фотоснимком рядом с табличкой контрольной точки или с помощью спутниковой системы. На самых «сложных» участках кипят нешуточные страсти. Здесь собираются зрители, люди кричат, дают советы, переживают. Естественно, что для представителей «тяжелых» классов трасса готовится более сложная.
Такие соревнования – это смесь ориентирования, вождения и специальных приемов для вытаскивания машины из сложных ситуаций. Необходимы и технические знания, ведь ремонтировать автомобиль зачастую приходится буквально на ходу… В этом значимый вклад… штурмана. Ведь на трофи его задача гораздо сложнее и многогранней, чем просто изучать карту и подсказывать, где повернуть. Именно штурман решает, каким путем машина подойдет к нужной точке. Иногда ему приходится побегать по пересеченной местности в тяжелых болотных сапогах, а случается и вовсе добираться до заветной точки вплавь. В некоторых же случаях требуется вовремя соизмерить силы и сообразить, что лучше вернуться на финиш, пусть даже со штрафными баллами, чем не вернуться вовсе. 
Штурман команды «АБР авто» Сергей Бирюков со своей задачей справляется «на ура».
«В экстремальных условиях, в течение многочасового заезда бывает, что нервы уже на пределе, – поясняет Андрей Проняев. – Поэтому в команде не бывает случайных людей. Это должны быть слаженные отношения, чтобы взаимопонимание было не то что с полуслова, а с полувзгляда. Каждый должен четко знать свои задачи и прислушиваться к напарнику. Неизвестно, на сколько придется застрять вдвоем в лесной глуши… Конечно, большую роль здесь играет и стрессоустойчивость,  физическая выносливость и умение рассчитать свои силы. Не каждый осилит провести в такой тяжелой поездке восемь, десять, а то и двенадцать часов».
Одна из таких ситуаций запомнилась команде надолго. На открытии сезона 2016 года за полчаса до финиша, в районе озера Таган, автомобиль перевернулся в небольшой речке.
«Мы хотели перетянуть машину через реку, – вспоминает Андрей. – Трасса была в виде кольца, можно было проехать по сухому, но мы решили «срезать». Сергей переплыл на другой берег, закрепил лебедку. Но что-то пошло не так, и на середине водоема автомобиль начал переворачиваться. Пришлось спрыгивать в воду. Это был конец апреля, но думать о холоде было некогда. И в итоге из воды виднелись лишь по десять сантиметров от колес. Мы вытянули машину лебедкой, просушили, поменяли все масла и технические жидкости и успешно завелись».
Аналогичная ситуация была и в октябре, на закрытии сезона 2016 года. Это были соревнования в Новосибирской области. На улице уже шел снег, но штурмана это не остановило. Он взял трос от лебедки и нырнул в реку Бердь. Но из-за ошибки наехали на кочку, УАЗ начал тонуть… Интересно, что после такого заплыва никто из команды не заболел. Видимо, спас адреналин, который в такие моменты в крови просто зашкаливает.

Пробный старт

Ну и конечно, ни один спорт нельзя представить без изнурительных тренировок. Автоспорт – не исключение. Экипажи, соревнующиеся в трофи-рейдах, не перестают совершенствовать свою технику.
«Соревнования бывают разные, – отмечает Проняев. – Есть более серьезные чемпионаты, на которые мы готовимся и ездим непременно за победой. Есть много соревнований мелких, к ним мы относимся как к тренировочным выездам. Сами тоже проводим испытательные выезды, после того как подготовим автомобиль. Берем с собой желающих прокатиться, намечаем маршрут и не торопясь покоряем леса. Стараемся, чтобы на пути были разные преграды: и болота, и щебенка, и песок, и грязь… Благодаря таким пробным стартам видим все наши «слабые» места».
Любители настоящего русского бездорожья признают, что их увлечение не из дешевых.
Самый бюджетный вариант подготовки автомобилей – это немного «прокачать» обычный «уазик». Томичи пошли этим путем. Некоторые команды могут себе позволить привозить на соревнования с собой целую «запасную» машину – на запчасти или на замену. Томичи стараются просто подготовиться так, чтобы техника не подвела в пути. С собой берут и инструменты, и запчасти.
Сегодня томская команда готовится попробовать свои силы на чемпионате России. Вне всяких сомнений эти заезды являются центральным событием в российском трофийном календаре.

Кстати

В минувшие выходные команда Андрея Проняева и Сергея Бирюкова представляла Томск на ночной гонке  «От Заката до Рассвета» в Новосибирске. И по ее итогам стала победителем третьего этапа чемпионата Новосибирской области по трофи-рейдам и всего чемпионата в целом.

Топ 5 читаемых