Вертолеты в нашем газово-нефтяном таежном краю крайне востребованы. Поэтому нет ничего удивительного, что инциденты с винтокрылыми машинами случаются в регионе чаще, чем с самолетами. На днях в аэропорту Кедрового совершил аварийную посадку Ми-8 «Алтайских авиалиний».
Пилот опытный
Происшествие произошло вечером 20 июня. Вертолет направлялся из Кедрового на Шингинское месторождение. На борту находилось три члена экипажа. Винтокрылая машина попыталась взлететь, но по каким-то причинам не смогла этого сделать. Вертолет жестко сел в пределах взлетной площадки. Никто из тех, кто был на борту, не пострадал. А вот техника получила повреждения. Разрушилась хвостовая балка. Пострадали лопасти винта и остекление кабины.
По словам первого заместителя гендиректора по производству и коммерции авиакомпании «Алтайские авиалинии» Алексея Журина, вертолет был исправен, проходил все положенные сервисные обслуживания. А пилот, управлявший воздушным судном, с хорошим стажем. «Летчик имел более 12 тысяч часов налета, – рассказал Журин. – Самый опытный у нас. Много раз бывал в командировках, в том числе на той точке, где случился инцидент. Температура в момент взлета, по нашим данным, была 25 градусов тепла, ветер – боковой, встречный».
Своего коллегу поддерживает и замгендиректора авиакомпании по организации летной работы Николай Лобанов. «Пилот действительно очень опытный, – рассказал он. – Обычно люди с таким налетом у нас уже на пенсию уходят. Что касается вертолета, то раньше с ним такого не бывало». Так что же могло послужить причиной жесткой посадки?
Следователи рассматривают несколько версий случившегося. Это неблагоприятные погодные условия. Имеются в виду сильный ветер и жаркая погода и неисправность воздушного судна. Но, похоже, выводы будут еще не скоро.
«Будем смотреть техническое состояние судна, – прокомментировал ситуацию помощник томского транспортного прокурора Сергей Кривошеин. – Но происшествие должен расследовать государственный авиационный комитет. Пока без его заключения сложно делать выводы о причинах жесткой посадки. Это расследование может занять месяц и больше. Пока посмотрят технику, смоделируют ситуацию».
Невесёлая статистика
Между тем жесткие посадки винтокрылых машин в нашей области – не такая уж и редкость. Накопилась даже некоторая статистика на этот счет.
Пожалуй, самым резонансным из-за своих последствий стал инцидент, случившийся четыре года назад. 14 июля 2013 года в Каргасокском районе Ми-8, принадлежавший авиакомпании «Газпромавиа», с тремя пилотами и 14 вахтовиками при жестком приземлении завалился на бок. Пострадали 15 человек. И только в декабре 2016 года Международный авиационный комитет завершил расследование этого дела, объявив, что причиной ЧП стала несогласованность действий экипажа.
В этом же 2013 году, но уже в декабре жесткую посадку при взлете в Каргаске совершил вертолет Ми-8Т, эксплуатировавшийся авиакомпанией «Ельцовка». На борту находились 15 вахтовиков и три члена экипажа. Никто не пострадал.
Случались аварии и в 2015 году, когда вертолет Ми-8 авиакомпании «Авиа-Сибирь» совершил жесткую посадку в вахтовом поселке Пионерный Каргасокского района. На борту находились три члена экипажа и 20 пассажиров. Слава богу, обошлось без пострадавших. Был поврежден рулевой винт. Общий ущерб составил более 1,2 миллиона рублей. Также инцидент произошел и в 2016 году с вертолетом авиакомпании «Авиа-Сибирь», который жестко сел недалеко от Кедрового, и, к счастью, без последствий. В общем, отломанные хвосты нам не в диковинку. Хотя при взгляде на эти цифры невольно напрашивается вопрос: не многовато ли? Ждем результатов расследования.
Андрей СУРОВ