Власти всерьез взялись за опасные «группы смерти» в Интернете. По всей стране проводятся проверки подозрительных сайтов. Открываются уголовные дела. Но опасность ожидает детей не только в компьютере.
С недавних пор томичи стали жаловаться на купленную в магазине жвачку. На ее обертке призыв к некоей игре, сильно напоминающей призыв к детским суицидам.
Вопросы и задания
В чем подвох? Вроде бы обыкновенная жвачка. Только на обертке надписи, призывающие сыграть в игру под названием «Правда или действие». А в ней есть вопросы и задания. Ответы на вопросы и отчеты о выполненных заданиях участники игры должны сообщать под соответствующими хэштегами в социальных сетях в Интернете. Вопросы явно провокационные. Например, «Если бы у тебя осталось 24 часа до смерти, как бы ты их провел?». Или «Что точно надо успеть сделать перед смертью? Поделись ответом в Cети».
Конечно, не факт, что подобные обращения напрямую адресуются именно детям или подросткам. В конце концов, жвачку покупают все. Да и прямого указания покончить счеты с жизнью в них нет. Поэтому с точки зрения закона вопрос весьма скользкий. Но все-таки своими правилами подобная игра сильно напоминает механизм действия «групп смерти», в которых призывают к детским суицидам. Да и какой взрослый человек с нормальной психикой будет играть в подобные игры?
Изъять и забыть
«Вызывает удивление, как такая продукция прошла сертификацию и попала на прилавки магазинов, – комментирует ситуацию руководитель известного в Томске детского благотворительного фонда, член Общественной палаты Томской области и член ОНФ Елена Петрова. – Подобные вопросы и задания могут содержать косвенные призывы к уходу из жизни. Нужно учитывать, что ее покупателями чаще всего являются дети и подростки, а к их неокрепшей психике адресуются весьма неоднозначные вопросы. Поэтому мы обращаемся к администрациям торговым сетей и частных магазинов обратить самое пристальное внимание на это и при малейшем намеке на некорректные вопросы, опасные задания, неоднозначный контекст, снимать жвачку с продажи».
Кстати, Томская область – не единственный регион, где общественность обратила внимание на «опасный креатив» подобного рода. Продукция с неоднозначными заданиями была замечена в Краснодарском крае, Калининградской и Оренбургской областях. Там уже проходят рейды по изъятию жвачки из торговых точек.
Изъяли жвачку и в торговой точке Томска. Сейчас общественники проверяют ее наличие во всевозможных палатках и киосках. Торговцы отреагировали быстро – если что и было на прилавках, оперативно убрано. Но дело в том, что вся эта работа ведется по факту – когда уже нарушение выявлено. А вот на опережение действовать пока не получается. Это было и с опасными играми, которые появились в Сети, и теперь вот с жвачками. А креативщики-убийцы будто играют с огнем, придумывая все новые способы вовлечения детей в опасные игры. Что противопоставить? Бдительность. И прежде всего родительскую, а также того окружения, в котором пребывают дети.