То, что сегодня на селе не хватает медиков, не знает разве что младенец. Как решается эта проблема, достаточно хорошо известно. Существенно поправить положение удалось благодаря федеральной и областным программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер». А как насчет учителей? В наших школах с укомплектованием педагогическими кадрами – тишь и благодать?
До села не доезжают
Увы, сегодня нехватка учителей в школах – одна из главных проблем общего образования. Еще ощутимей она станет в связи с увеличением численности учеников, вызванным демографическим ростом. К 2020 году ожидается, что количество школьников в Томской области увеличится на 25 тысяч человек. Это само по себе уже требует дополнительного количества педагогов. Кроме того, сегодня 27% учителей в области - пенсионного или предпенсионного возраста, идет активный процесс их старения. А кем заменить?
Специалисты давно сошлись во мнении, что надо готовить собственные кадры. Есть ли у нас такая возможность? Еще бы, у нас свой государственный педагогический университет, свой ТГУ. Но практика последних лет показала, что их выпускники не особо рвутся в сферу образования. Даже в Томске при таком перенасыщении кадров в школах не хватает учителей истории, физики, иностранных языков. А уж до села они и вовсе не доезжают. И это притом что в службе занятости всегда предлагают вакансии.
Какой выход? Целевой набор. Подготовка выпускников, которые бы по окончания вуза в рамках заключенного ранее договора возвращались туда, откуда были направлены. Собственно, ранее такая «советская» практика существовала повсеместно и во многом оправдывала себя. Возможно ли это сейчас?
– Да, в прошлом году томский педагогический университет впервые в ущерб показателям по баллу приема, взял целевиков, – поясняет спикер Законодательной думы Томской области Оксана Козловская. – Мы рассматриваем вопрос о том, что со следующего года частично бюджет за это будет даже платить. Опыт показывает, что те дети, которые получили целевую подготовку и вернулись в свое муниципальное образование (в отдаленный поселок или райцентр), 70% из них продолжают там работать.
Чем «заманить» специалиста?
Но достаточно ли только подготовить выпускника для села, даже заманив его целевым набором? Чем удержать?
В Стрежевом недавно построен в рамках областной программы «Бюджетный дом», где получили квартиры врачи, учителя, работники культуры, тренеры детской спортивной школы, но это капля в море.
Еще одна возможность привлечь молодых специалистов - программа «Мобильный учитель», Суть ее в том, что учитель из райцентра, отведя уроки в базовой школе, приезжает в близлежащие села и преподает свой предмет там.
Но вряд ли этот опыт можно воспринимать как панацею. Во-первых, разъездной характер учителей не везде возможен. Как быть с Каргасокским или Парабельским районом, где поселки разбросаны за сотни километров? А транспорт? На чем придется трястись учителю по разбитым дорогам? Да и каждый ли согласится. А главное – материальный стимул.
Средняя зарплата учителя в области – 33797 руб. 60 копеек при среднеобластной в 35300 рублей. Но это, как известно, средний показатель по больнице. Он не отражает в полной мере материальное положение педагога, особенно молодого, и особенно на селе. Даже притом что базовая ставка нынче составляет до 70%. Поэтому все чаще раздаются вопросы: если есть «земский доктор» и «земский фельдшер», то почему нет «земского учителя»? Уж за миллион рублей особо агитировать поехать на село не пришлось бы.
Анна КРЫЛОВА