aif.ru counter

Заглянуть за горизонт

Как вернуть интерес к космосу?

В Томской области прошел первый в стране «Космический урок». Это часть большого образовательного проекта, который проводится при поддержке одной из госкорпораций, министерства образования, томских вузов.  Из Дворца творчества детей и молодёжи через мобильный телевизионный комплекс школьники поговорили с экипажем Международной космической станции. Космонавты ответили на вопросы ребят. 


В чем смысл таких уроков? Будет ли их продолжение? Кто сегодня увлечен астрономией? Об этом мы говорим с  учителем астрономии Томского Академического лицея Владимиром Великановым. 

Знаковое событие

 - Для меня это знаковое событие, - сказал Владимир Александрович, - как для педагога и гражданина. Космические уроки, усиление внимания к изучению физики, математики и вероятное возвращение астрономии как обязательного предмета считаю четким сигналом того, что наше среднее образование возвращается к принципам советской школы. Как бы о ней позже ни говорили, но она была передовой в плане подготовки будущих инженеров. 
Что касается будущих космических уроков, то как томичу мне приятно, что разработка обучающих программ  для школьников будет вестись совместно с томскими университетами. Думаю, что в дальнейшем «уроки от космонавтов» в записи и в  прямом эфире надо конкретно использовать в школах, гимназиях, колледжах в учебном процессе. А   планетариями, библиотеками - для развития интереса к знаниям о Вселенной, к художественной и технической литературе о космосе. Хотелось бы видеть на следующих космических уроках больше учащихся из школ разных районов области, так как желающих очень много. А от космонавтов жду на этих уроках больше демонстраций различных явлений типа того, что они показали на первом занятии –  поразительные свойства воды в невесомости.

Счастливые кометы

- Когда вы  сами почувствовали интерес к будущей профессии, какой счастливый случай стал поворотным в вашем решении?    
- Действительно, был такой случай, когда я в середине девяностых испытал сильное потрясение, первый раз увидев на небе комету с загадочным названием - Хякутакэ. Причем я смог ее разглядеть лучше других ребят с помощью бинокля и других оптических приборов отца, геофизика по профессии. Эти приборы захватывающе расширяли картину ночного неба. Я стал интересоваться астрономией, в силу возраста, конечно. А на следующий год появилась на небе новая комета с двойным именем - Хейла-Боппа. 
Такие вот две редкие удачи одна за другой. Для меня они стали счастливым знаком в выборе профессии. Я тогда решил, что кометы прилетают каждый год и мой интерес к звездному небу сильно возрос. Взял учебник астрономии для одиннадцатого класса, читал в нем объяснение небесных явлений, решал  простейшие задачи. Особенно интересовал меня Плутон, о нем было очень мало данных. Я пытался рассчитать плотность и другие параметры этой удалённой планеты.  Кстати вычислительная сторона небесных тел интересна мне до сих пор. А тогда уже четко определил для себя, что будущую профессию свяжу с физикой, математикой и астрономией. И принял своим услышанный где-то девиз: «Глядя под ноги - думай о небе».

«Звёздочки» есть

- А как астрономия вернулась в ваш лицей?
- Астрономию в нашем лицее я сначала преподавал как факультативный курс, но несколько лет назад стало возможным и уроки вести, начиная с пятого класса, благодаря новому федеральному стандарту образования. Интерес к астрономии у ребят есть. Но не такой,  как к основным предметам, поскольку сегодня она не влияет на поступление в вузы. Но один из моих учеников,  нынешний выпускник лицея Кирилл Найденкин (он как раз с малых лет занимался в нашем астрономическом кружке) стал призером Всероссийской олимпиады по астрономии. Кирилл включен в сборную страны по этому предмету, с ним занимаются дополнительно к школьной программе университетские преподаватели из Томска и Санкт-Петербурга. Кстати, это очень хорошая практика, когда способным ребятам помогают развиваться учёные из разных вузов.

Небо интересно всем 

- Кроме лицея вы преподаете физику, математику и астрономию в школе при исправительной колонии? Первые два предмета, понятно, нужны для аттестата о среднем образовании. А астрономия… 
- Все, что связано с небом, с космосом – от комет, до явлений природы, влияющих на климат, сегодня, на мой взгляд, для большинства людей стало интереснее, чем прежде, особенно после падения Челябинского метеорита. А для осуждённых, чей мир ограничен колючей проволокой, достаточно узким кругом общения – тем более. Они очень интересуются происхождением мира, научными сценариями «конца света» и, конечно, пытаются понять, каково место человека в нашей необъятной Вселенной. Так что уроки астрономии значительно влияют на воспитательный процесс этих молодых людей и позволяют им успешнее становиться на путь возвращения в общество.

Учиться у лучших

- У томских технических вузов есть претензии к средней школе.  Абитуриентов в них считают не готовыми к требованиям университетов, вынуждены «подтягивать» их первые полгода. Как учитель физики и математики можете назвать причину?    
- Думаю, причин несколько. Во-первых, еще продолжается демографическая «яма» конца девяностых, что, естественно, сказывается на конкурсном отборе абитуриентов. И вообще, среди абитуриентов сегодня нет такого количества мечтающих об инженерных, научных открытиях, как это было в советское время. Гораздо больше абитуриентов с невысокими баллами или поступающих на платные отделения. У тех и других к вузу потребительское отношение – главное, мол, получить какой-нибудь диплом, а потом с этими «корочками» высшего образования устраиваться в теплое место. 
И самое главное. Элементарно не хватает, особенно в сельских школах, квалифицированных учителей математики, физики, химии, их заменяют по совместительству учителя других, порой даже гуманитарных предметов, назначенные только потому, что они имеют диплом. К тому же материальная база физических, химических лабораторий в школах на пределе износа. Занятия в них не внушают детям особой любви к техническим знаниям.        
Я думаю, в ближайшие годы ситуация постепенно должна меняться. В том числе потому, что появляются города, регионы,  в которых используются передовые методы обучения, которые дают высокие результаты, и эти методы будут востребованы в других местах. Я был в одном из таких центров  - Саранске и убедился в справедливости мнения российского педагогического сообщества, что  столица Мордовии, как и вся республика сегодня в числе передовых регионов по качеству школьного образования. В чем-то оно даже на уровне системы финского образования, считающегося сегодня лучшим в Европе. Думаю, руководителям томского городского и регионального среднего образования, делегациям педагогов стоит, что называется, заглянуть за горизонт, побывать в Мордовии и посмотреть, что и у нас можно использовать полезного из их опыта.

Досье

Владимир Великанов. Родился в 1982 году в Алма-Атинской области Казахстана. Окончив школу,  поступил в Томский государственный университет на физический факультет, затем перевелся в магистратуру факультета естественных наук и математики Томского политехнического университета. Получив диплом,  начал работать в школе сначала учителем физики и математики, а затем и астрономии. Великанов - участник  научных конференций в различных городах России, на которых был отмечен почетными грамотами, он автор ряда педагогических публикаций в журналах и сборниках. Владимир Александрович награжден Почетными грамотами администрации Томска и Томской области.

Топ 5 читаемых