День Российской науки для Томска – особый. И не только потому, что наш город славится научными школами и известными учеными, а потому, что в нем в науку активно идет молодежь. И уже она формирует научную элиту и приносит известность Томску.
Например, наш собеседник Михаил Шеремет, профессор кафедры теоретической механики ТГУ, защитил докторскую диссертацию в 28 лет. В этом году он в четвертый раз выиграл президентский грант, а его научные труды хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Но легка ли дорога молодого ученого? Насколько научная сфера привлекательна для молодых? Какими томскими разработками мы вообще можем гордиться? Об этом мы говорим с нашим гостем.
Какая важнее?
– Михаил, вы работаете в университете, занимаетесь и наукой, и преподавательской деятельностью. Можно ли сказать, что есть вузовская наука, а есть академическая? Какая важнее?
– Разделение есть, но надо понимать, что университет без научных исследований представить нельзя. Поскольку всё развитие дисциплин так или иначе связано с изысканиями. В Томске явно чувствуется синергия академической науки с преподавательской деятельностью. Университеты дают подспорье для научных институтов, предоставляя свежие талантливые кадры. В то же время академические НИИ в Томском Академгородке закрывают далеко не все поле научной деятельности. Какие-то исследования проводятся непосредственно в вузах. Именно такое взаимодействие и позволяет активно развиваться науке в целом. И показатель совместной успешности – серьезные разработки, публикации в престижных научных журналах, интерес производственных компаний к этим изысканиям. К примеру, в прошлом году Томский университет впервые подписал договор с зарубежной фирмой Dectris о продаже ей лицензии на производство матричных детекторов, разработанных в лаборатории профессора Олега Толбанова. Речь идет о весьма серьезном проекте и внушительной сумме.
– Часто ли разработка и исследование доходит до конечного осязаемого продукта?
– Вопрос непростой. Если отслеживать путь от теоретических исследований «на кончике пера» до разработки и ее внедрения на рынок, то могут пройти годы и десятилетия. Понятно, что есть прикладная наука, и есть фундаментальная. И если в прикладной науке конечным итогом должно быть какое-то устройство, методика или технологическая схема, то в фундаментальной – это публикация в хорошем журнале, имеющем высокий импакт-фактор. Это значит, что в дальнейшем результатом изыскания будут пользоваться другие специалисты и исследователи.
Тут вспоминаются слова Жореса Ивановича Алферова, который любит цитировать нобелевского лауреата по химии Джорджа Портера: «Вся наука является прикладной, просто какие- то исследования внедряются быстро, а для внедрения других нужны столетия». Сами же ученые далеко не всегда представляют, каким образом их изыскания могут быть внедрены на данном временном срезе. Но в дальнейшем возможен успех. Многие открытия нужны просто для понимания особенностей рассматриваемых процессов. И они впоследствии помогут прикладникам сотворить что-то новое. В области прикладных исследований, конечно, идет работа над какими-то конкретными изделиями, приборами и схемами.
Достойный фундамент
–Есть ли у вузов достаточная база для серьезных открытий и разработок?
– У нас реализуется сейчас программа 5-100 по улучшению позиций ведущих российских университетов на глобальном рынке, запущенная Минобрнауки. В Томске два университета включены в нее – ТГУ и ТПУ. И помимо того, что это ставит определенные цели и повышает требования, появляется возможность получить дополнительные финансовые вливания. За последние два года существенно улучшилось оснащение лабораторий. Это позволяет проводить исследования на мировом уровне. Поэтому то, что рождается в стенах томских университетов, – вполне весомый вклад в науку, заслуживающий внимания.
Открытые двери
– В связи со стремлением томских вузов добиться высоких мировых рейтингов, университеты активно привлекают иностранных ученых и преподавателей. Насколько это оправдано?
– Есть примеры, которые говорят о том, что такие привлеченные к нам «светила» организуют работу больших научных коллективов и делают существенные продвижения в научной работе. Самый яркий из них, пожалуй, британский учёный, нобелевский лауреат Теренс Каллаган, который помогает проводить крупные исследования в области экологии Арктики и изменений климата.
При этом важно сказать, что Томский государственный университет и его разработки признаются мировым научным сообществом. Он уже узнаваем за рубежом и по публикациям, и по реальным проектам. Свою роль играют и совместные разработки, которые ведутся с иностранными институтами.
– А у наших ученых есть перспективы пробиться за рубеж?
– Иностранные компании и университеты заинтересованы в исследованиях томских ученых. Они и приглашают на работу, и предлагают участвовать в совместных научных проектах. Двери в Европу и в Штаты для наших разработчиков открыты. Другой вопрос есть ли смысл уезжать куда-то, когда благодаря глобализации и Интернет технологиям есть возможность сотрудничать и вести работу со специалистами из разных уголков мира. И нет необходимости ехать куда-то, чтобы работать над каким-то проектом. Тем более что сегодня в Томске есть все условия для работы и реализации своих научных амбиций, есть возможность ездить в зарубежные вузы на стажировки для обмена опытом.
– Какая поддержка сегодня оказывается молодым ученым?
– У молодежи возможностей сейчас много. Этим можно пользоваться для собственного развития. Это гранты Президента РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда. Есть премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры, Законодательной думы Томской области для молодых ученых и юных дарований, которыми поощряются местные ученые. Главное, чтобы молодой исследователь попал к хорошему руководителю, а дальше уже все зависит от его активности.
В университете созданы и хорошие условия для стипендиальной поддержки. Так что если человек увлечен, работает над чем-то, то вуз заботится о его обеспеченности. Ты фактически работаешь над своей диссертацией, если говорить о молодом ученом, и при этом получаешь зарплату. Вся информация о стипендиальных программах, грантах, конкурсах приходит в вузы, и доводится до потенциальных конкурсантов.
Ученых очень много, и поддержка нужна всем, понятно, что все выиграть гранты не смогут. Но спасает что конкурсов много, можно участвовать в нескольких. В то же время это и мотивация больше проявлять себя и не засиживаться в лаборатории, а чаще участвовать в конференциях, публиковать свои результаты.
– Насколько сегодня престижно идти в науку?
– Если сравнивать с тем что было 10 лет назад, можно сказать ,что интерес ощутимо возрос. Тогда оставались в аспирантуре единицы. Сегодня студенты начали видеть перспективы научной деятельности, возможность и поработать на себя, и заниматься любимым делом, наращивая свой статус как ученого. Еще один фактор – на работу требуются специалисты с опытом, и бывает проще и финансово выгоднее остаться на кафедре. И еще начиная с периода магистратуры заинтересованные студенты готовятся к этому – проводят научные исследования, участвуют в конференциях, публикуют статьи.
Вопрос престижа зачастую связывают и с уровнем зарплаты. Исходя из того, что сегодня молодые ученые могут получать грантовую поддержку, повышенные стипендии, в некоторых случаях аспиранты могут получать даже больше рядового преподавателя. Хотя, как и везде, это зависит от самого человека, от его активности.
Стереотип о том, что ученые это «синие чулки», давно ушел в прошлое. Конечно, все мы разные. Но в моем понимании – это увлеченные люди с горящими глазами, со своими интересами и хобби. Я, к примеру, отношу себя к активным людям, всегда нахожу время для общения и спорта.
Досье
Михаил Шеремет. Родился 11 июля 1983 г. в г. Бийске (Алтайский край). В 2000 году окончил среднюю общеобразовательную школу №40 г. Бийска с серебряной медалью и в этом же году поступил на механико-математический факультет (ММФ) Томского государственного университета. ММФ окончил в 2005 году с красным дипломом и поступил в аспирантуру. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора Г.В. Кузнецова, а в 2012 году – докторскую, консультантом по которой также выступил профессор Г.В. Кузнецов. На данный момент Шеремет М.А. является заведующим научно-исследовательской лабораторией моделирования процессов конвективного тепломассопереноса, а также профессором кафедры теоретической механики Томского государственного университета.