Не специально, конечно, но получилось так, что именно незадолго до Татьяниного дня в мэрии затеяли обсуждение, какой быть площади Новособорной. А под сурдинку задели памятник Святой Татьяне. Мол, не на месте стоит, надо перенести его.
Традиция устоялась
Ну и зацепили за живое томское студенчество. Памятник святой Татьяне за 12 лет стал неотъемлемым символом Томска, а она – любимицей томских студентов. Каждый год 25 января в Татьянин день, молодежь заботливо повязывает на бронзовую девушку теплый шарф и распивает по соседству со скульптурой медовуху. Это уже традиции студенческой жизни города, которые переходят из поколения в поколение.
Претензию к месторасположению высказали дизайнеры, предложившие перенести памятник Татьяне в северную часть сквера.
– Это предложение возникло для улучшения центральной части площади, зоны для проведения торжественных мероприятий и для равномерного распределения значимых объектов, – пояснил председатель комитета городского дизайна Андрей Алексеев. – Мы пришли к выводу, что необходимо провести зонирование территории площади: зона мемориальная, рекреационная, центральная, где располагается фонтан, и другие.
Однако студенчество и выпускников эти аргументы не убедили.
– Мы каждый год праздновали Татьянин день, это место знаковое для нас, и тем, кто не учился в Томске, не понять, что этот монумент для нас значит, – говорит аспирантка ТГУ Ольга Иванова. – Естественно, мы хотим, чтобы памятник оставили на прежнем, привычном для нас месте.
Ангелочки остались
Напомним, что вопрос об установке памятника студенчеству обсуждался на протяжении долгих лет. И в качестве связующего образа всех поколений томского студенчества известный томский скульптор Николай Гнедых предложил святую Татьяну: «Если ваять студентов, то сразу возникает вопрос: каких студентов изображать? XIX, XX или XXI столетия?» Поэтому и остановились на образе святой. Идея понравилась всем. И было решено отлить скульптуру в бронзе и установить на Новособорной площади, на будущей Студенческой аллее. Но аллея осталась только на бумаге. А Татьяна стоит.
Правда, по ходу ее материализации произошли существенные изменения. Николай Гнедых предполагал изваять святую в одежде древней римлянки, а на ионической колонне – символе храма науки – должны были сидеть ангелочки и держать раскрытую книгу. Но художнику пришлось учесть мнения спонсоров и спикера областной Думы Бориса Мальцева, который лично курировал возведение памятника. В результате образ святой был приближен к образу курсистки бестужевских курсов, а у ангелочков отпали крылышки...