Приоритеты развития

Какую роль в экономике области играют сырьевые отрасли?

Томская область — один из немногих в России нефтегазовых регионов — в последние годы начала слезать с «нефтяной иглы». Но если не нефть, то что? За счет чего развивается экономика области? Какую роль в ней все-таки играет сырьевая отрасль? Об этом беседа с губернатором области Сергеем Жвачкиным.


Отрасли- маяки

- Сергей Анатольевич, если посмотреть на основные индикаторы состояния экономики региона  - ВРП, промпроизводство, добыча нефти, инвестиции, ввод жилья - то все показатели будут либо с небольшим плюсом, либо отрицательные. Что в этой ситуации вы делаете, какие основные направления работы для себя выбрали? 
- Жить в России и быть свободным от ее экономики нельзя - это с одной стороны. С другой, рост обрабатывающих производств за три последних года у нас составил 37%. Просто мы раньше набрали большие темпы и теперь их выдерживать становится сложнее.
Есть объективные процессы. Первое - это нефтегазовый комплекс, которому в этом году исполнилось 50 лет. Он давно вышел на «полку» по добыче, и месторождения продолжают истощаться. Даже знаменитый Самотлор в Ханты-Мансийском округе закончился. Поэтому мы знали заранее, что в «десятых» начнется естественное падение нефтедобычи. Но благодаря вводу малых месторождений, интенсификации добычи на действующих промыслах, разработке «трудной» нефти со следующего года у нас опять пойдет небольшой рост. 
Второй момент: завершилась масштабная реконструкция «Томскнефтехима». Комбинат был построен в 1981 году, и вопрос стоял так: либо его закрывать, либо реконструировать. Мы приняли уникальный закон: инвестор, который вкладывается в масштабное строительство в регионе, может получить свыше 50% инвестиций назад за счет прироста налогов. В итоге это побудило «СИБУР» принять решение о реконструкции комбината. Да, «Томскнефтехим» в течение примерно года выпускал продукцию по минимуму, но зато теперь это практически новое предприятие.
Еще одно достижение - «Сибирская аграрная группа» вывела на санацию старый свинокомплекс, и в конце  года он выйдет на проектную мощность — на современной базе и с новым поголовьем.
Давайте вспомним про нашу лесоперерабатывающую отрасль - наш регион дает самый большой прирост инвестиций по стране в этой сфере. И мы единственный регион, где в ЛПК работает не государственный китайский капитал, а частный китайский капитал.

Лес – действительно богатство

- Какие проекты сейчас приоритетны в ЛПК?
- Здесь два крупных проекта. Первый проект - по строительству 10 лесоперерабатывающих заводов в Асиновском районе. В будущем это будет настолько огромный комплекс, что РЖД вместе с Минтрансом вынуждены уже сейчас рассматривать вопрос, как вывозить продукцию, потому что железнодорожная ветка не справляется. 
В этом году везде по Сибири объем железнодорожных перевозок падает, а у нас растет. Кроме того, нам в этом году федерация выделила первые 500 млн рублей на реконструкцию региональной автодороги Камаевка-Асино, повышение ее категории, чтобы можно было вывозить продукцию ЛПК. Причем, заметьте, из Томской области практически не вывозится кругляк, в отличие от остальной Сибири.
Взаимоотношения с китайцами начали развиваться много лет назад, но частник, который начал строить первый завод, в течение шести лет делал это ни шаткони валко. Мы указали на это китайской стороне, ведь строительство завода было прописано в межправсоглашении, серьезная вещь. И китайская сторона, рассмотрев этот вопрос на ЦК Компартии, поручила это дело компании, которая занимается ракетостроением и космосом. Она никогда лесом не занималась, но создала специальное подразделение, и дело пошло. Сюда приехали серьезные ребята, за год почти построили то, что не могли построить много лет. Позднее китайская сторона передала уже построенный завод в частные руки. И этот частник уже сам вложил в Томскую область чуть меньше $1 млрд.
Второй проект - строительство целлюлозно-бумажного комбината. Но не надо пугаться, это будет совершенно чистое производство небеленой целлюлозы по норвежской технологии. Проект, кстати, недавно успешно прошел первую экологическую экспертизу. Этот комбинат будет строить китайский бизнесмен, у которого несколько десятков предприятий в мире по производству картона и упаковки. И я ставлю задачу, чтобы благодаря китайцам построить у нас в числе прочего первое в России производство вискозы.
Удивительно, но благодаря неформальным связям китайский бизнес подтягивается и в другие отрасли. Например, есть проект строительства крупной мясотоварной фермы. Причем вопреки всем стереотипам китайцы в этой сфере используют технологии высокой чистоты.
Развитие лесопромышленного кластера способствует и социальному развитию, ведь в Асиновском районе строится жилье. У нас проблема теперь не безработица – у нас людей не хватает! На 1 миллион жителей области такие объемы инвестиций идут!
Поэтому у меня есть твердая уверенность, что у нас нет спада экономики, а есть продолжающийся рост.

Газ – не бананы

- Часто слышны призывы слезть с «нефтяной иглы» и не строить «газовую экономику». Что вы об этом думаете?
-  Я сам из этой сферы. Безумно слазить не надо. Хорошо, что у нас не бананы, а нефть и газ. Но почему мы ругаемся, продавая их?
Газовая отрасль вытягивает за собой почти всю страну. Я это знаю, потому что в свое время работал в Краснодаре над проектом трубопровода в Турцию. Там же до сих пор используются технологии двойного назначения, уникальные вещи. Поэтому не следует считать, что нефть и газ - это зло.
Что касается Томской области. Еще недавно углеводороды давали под 40% ВРП, а сегодня уже 28%. Пусть постепенно, но мы сходим с «иглы»! Но не просто так, а заменяем эту «иглу» производством по новейшим технологиям. Поэтому не следует призывать на всех углах «давайте слезем с нефтяной иглы». Надо все продумать и постепенно реализовать свой потенциал; сразу ничего не бывает.
Почему у нас получается? Нам повезло, у нас есть огромный научно-образовательный комплекс и огромная дифференцированная экономика: нефть, газ, лес, атомная промышленность. Часто кажется, что наука работает на себя и ей не нужно производство, а производство работает на себя и не нуждается в науке. Вот эти два вектора необходимо было соединить, и мы это сделали. Наука начала работать внутри региона и экономика резко пошла вверх.

Налоговая несправедливость

- Недавно было принято решение, что федерация забирает 1 п.п. налога на прибыль. Насколько сильно это отразится на Томской области? Что планируете делать, чтобы компенсировать выпадающие доходы?
- Безусловно, такое решение отразится на всех регионах России. Для нас это почти 1 млрд рублей выпадающих доходов, и понятно, что сумма для бюджета значительная.
Давайте разберемся, для чего правительство приняло такое решение? Мы знаем, что стояла задача помочь тем регионам, у которых сложилась непростая экономическая ситуация. Задача вроде благая и правильная, потому что мы - единая Россия, и нужно стабилизировать ситуацию в напряженных регионах.
Но здесь очень важно, как будет реализован механизм перераспределения. Томская область относится к тем регионам, которые более 50% своих налогов отдают федерации. С гордостью могу сказать, что мы сегодня в бюджет России перечисляем столько, сколько Омская, Новосибирская, Кемеровская области и Алтайский край вместе взятые. Мы сегодня пятые в стране по доле перечисления в бюджет РФ на душу населения. 
В то же время показатель бюджетной обеспеченности у нас в регионе уже сейчас, до введения нового правила, ниже среднего по стране. А если быть точнее - 0,77 от среднего значения. В итоге парадокс: мы приносим деньги и хуже обеспечены, чем те, кому помогаем! Это правильно? Конечно же, нет.
Как объяснять жителям Томской области, что мы помогаем другим регионам, у которых доходы бюджета на душу населения выше, чем у нас?
Поэтому мы, и таких регионов несколько, будем доказывать правительству и Минфину, что еще больше забирать у нас нельзя. Если будет перераспределение, то нам нужно помочь приблизиться хотя бы к единице - то есть к среднероссийскому показателю бюджетной обеспеченности. Подчеркну: мы не просим большего.
- Уже довольно скоро, в марте 2017 года заканчиваются ваши полномочия как губернатора. Есть ли у вас желание стать главой региона во второй раз и если да, то с какими задачами пойдете на второй срок?
- Мое желание должно совпасть с мнением жителей области и позицией федерального центра. Для меня работа губернатора – это не мечта, а ответственность. Если доверят, то готов вновь эту ответственность на себя взять. А задача у губернатора одна – работать в интересах людей, страны и региона.
Алексей Дербенев

Топ 5 читаемых