Слышал, что в Томском районе хотят закрыть целый сельсовет. Правда ли это? До чего же мы докатились, что депутатов избираем, а они не хотят работать. В. Шестаков, Томск
Кто страхует?
Да, неприятный инцидент возник в Новорождественском сельском поселении Томского района. Выяснилось, что там народные избранники почти год не вносили изменения в Устав сельского поселения и не приняли бюджет на этот и следующий годы, хотя это их прямая обязанность.
Вмешалась прокуратура. И тут стало ясно, что депутаты, мягко говоря, без особой заинтересованности относились к своим обязанностям. Редко собирались на заседания, обсуждали текущие вопросы. Объясняли это тем, что все они – люди занятые, некогда им часто собираться. Правда, кое-что в копилку их дел все же можно отнести – за время их полномочий удалось привести в порядок ограждение кладбища и кое-где подлатать дорогу. Но это больше заслуга исполнительной власти.
Любопытно, что и сами селяне не могут вспомнить, что же такого доброго сделали их депутаты. Впрочем, сейчас куда важнее, как поселение будет существовать без принятого бюджета? Ведь дело к зиме, все социальные объекты должны быть обеспечены теплом, а для этого надо запастись топливом. Экстремальной ситуации удалось избежать только потому, что вмешалась администрация Томского района, выделила деньги на покупку угля. Кое-какие средства на счете поселения есть. «Но тратить их они могут только в рамках 1/12 бюджета прошлого года», – уточняет глава администрации Томского района Владимир Лукьянов.
Что же дальше? Поскольку работу представительного органа власти в Новорождественке прокуратура признала неудовлетворительной, губернатор внес на рассмотрение областной Думы представление о его роспуске. Если оно будет удовлетворено, следующие выборы могут состояться не раньше весны следующего года. А до этого времени будут оставаться проблемы с принятием бюджета.
Кстати, случай этот отнюдь не исключительный. Аналогичная ситуация возникла пару лет назад в Зональненском сельском поселении. В то время состав Совета там сократился на треть, вместо десяти депутатов в нем осталось шесть. Три депутата сложили с себя полномочия, еще один был избран главой поселения. В результате Совет оказался недееспособным – ни бюджет не принять, ни поправки в Устав внести. В ситуацию также вынуждена была вмешаться прокуратура.
Разве им всё равно?
Надо признать, что не все депутаты дорожат доверием, которое им оказали избиратели, и с легкостью расстаются со своими мандатами. Недавно прямо-таки цепная реакция охватила «отказников» в Колпашевском районе. Они не захотели обнародовать свои доходы, несмотря на то, что обязаны это сделать по законодательству. И предпочли сложить свои полномочия. Таких набралось 7 человек. Не все приняли скоропалительные решения. Кто-то попытался отстоять свое право на анонимность в суде, но безуспешно. Кто-то, глядя на этот пример, пришел с заявлением сам. А кого-то пришлось переубедить.
Но любопытен сам факт: как только возникло неудобство личного характера, так сразу пропал интерес к общественным делам. Конечно, в сельской местности, где все знают друг друга, информация о доходах становится предметом повышенного интереса. Но когда человек давал согласие баллотироваться в депутаты, он понимал, что собрался не на прогулку, которую можно легко прервать, а на серьезную работу, которая требует правового послушания. Пока же создается впечатление, что некоторые депутаты не осознают той меры ответственности, которая на них возлагается. А ведь выборы – дорогостоящее удовольствие. Так, может, в малочисленных сельских поселениях ограничиться исполнительной властью?
Анна Крылова