Купеческий фасон

Почему томские меценаты не жалели денег на добрые дела?

Уважаемая редакция! С интересом прочел в вашей газете беседу с правнучкой томского купца Колотилова. Тем более что в далекие советские времена работал на спичечной фабрике «Сибирь», которую когда-то построил купец Кухтерин. Хотелось бы больше узнать про томское купечество, про которое до сих пор ходят легенды. И что недавно  обсуждали на конференции в Томске  потомки купцов? Загладин Федор, бывший мастер спичфабрики «Сибирь». 


С этой  просьбой  мы обратились к заведующему кафедрой истории России и политологии Томского государственного архитектурно-строительного университета Владимиру Бойко. В университете он читает курсы лекций по истории российского предпринимательства и меценатства, в том числе томского и сибирского купечества. 

Делились богатством

– Владимир Петрович, что такое вообще томское купечество? 
– Понятие «купец» до конца восемнадцатого века было очень условным. В купцы записывали себя, что называется, все кому не лень. Не хочет человек служить в армии, или еще по какой-то причине – записывается купцом. До половины населения Томска ими числилось. И только после указа Екатерины, что купцом может называться человек, имеющий капитал на сумму 500 рублей и оплативший сбор, – один процент в пользу государства, число их резко сократилось. 
– С чего начинали томские купцы, на каких «дрожжах» поднялись? 
– Начинали торговать с местным населением, но скоро их капиталы стали быстро расти благодаря транзитной торговле, поскольку город был перевалочным пунктом на пути в Азию. В тридцатые годы девятнадцатого века они уже владели крупными состояниями, и это прямо отразилось на облике и развитии города. Купцы начали строить шикарные дома и дворцы, приглашая лучших архитекторов того времени Лыгина, Оржешко,  Крячкова, Федоровского.
Строили в буквальном смысле слова на века. Некоторые из зданий – архитектурные шедевры  тех лет в городе до сих пор называют по именам их владельцев. Например, дом Асташева, где сейчас краеведческий музей, Гороховские склады рядом с речным вокзалом, во Второвский пассаж – магазин «Тысяча мелочей». Сохранились красивые  дома  Пушникова, Королева, Кухтериных и др. И сегодняшним неповторимым обликом среди других сибирских городов Томск обязан именно купцам. 

Университет вместо кабаков

– У нас много лет было принято относиться к купцам, как к мироедам, угнетателям простых людей, самодурам.  Так ли это на самом деле?
– Изучение их биографий и поступков говорит совсем о другом. И, прежде всего, это касается их массового благотворительства. Например, купец Цибульский дал 100 тысяч рублей на строительство университета, а позже его вдова пожертвовала на строительство Троицкого собора 150 тысяч. По тем временам это были огромные деньги. Кстати, именно при Цыбульском, избранном главой городской Думы, число кабаков в городе сократилось со 150 до 40, несмотря на бурные протесты кабатчиков, которые подкупали избирателей, чтобы свергнуть мэра. 
Не только я, но и другие исследователи тех лет отмечают, что именно купечество, представленное в томской городской Думе разных лет, финансировало и вело кропотливую работу по благоустройству Томска. «Белыми и пушистыми» во всем купцы, конечно, не были, словчить, обмануть конкурента – в этом греха особого не видели. Но менталитет купечества в отношении своего общественного долга быстро менялся в лучшую сторону. Они начинают не только дома учить своих детей, но и жертвовать на нужды городского образования, на детские больницы и приюты, на церковные и культурные нужды.  
Та же Цибульская давала деньги на содержание Мариинского приюта, в котором было до ста детей, купцы Королевы основали приют на 25 мальчиков-сирот, которые обучались по программе приходских училищ, а затем после 12 лет передавались родственникам или поступали в ремесленное училище. Известно, что Королевы «издержали» на содержание приюта 90 тысяч рублей. 
Купцы давали деньги на строительство больниц, развивали промышленное производство. Один из самых богатых томских купцов – Кухтерин, чье имя до сих пор в Томске является нарицательным, как символ богатства, построил спичечную фабрику и большой поселок рядом с ней. Это и теперь центр большого микрорайона.

По православной традиции

– Чем объяснить, что жертвователей среди купцов было много. Кичились богатством, не хотели уступать «первенства»? 
– Было, конечно, и честолюбие и тщеславие… Например, когда купцы решили строить Троицкий собор. «Как это в других городах есть большой  каменный храм, а в Томске нет!». То есть профессиональная гордость их была ущемлена. Или когда купец Королев не хотел с кем-либо объединяться, строя первый каменный театр – чтобы он носил его имя. Но в целом благотворительность, многие пожертвования были следствием психологической мотивации и глубокой религиозности купцов, многие из которых, кстати, были церковными старостами.
Богатый человек по православной традиции должен был делиться достатком с ближними. В глазах людей купцы хотели слыть добрыми и щедрыми мирянами, которые не только своей выгоды не упускают, но и готовы поделиться с обществом своим богатством. Знали народную мудрость – добро и через сто лет вспомянется.
 

Топ 5 читаемых