Шумиха вокруг новой транспортной схемы не утихает. Половина торгов на новые автобусные маршруты уже прошла. хотя, опасения о приходе на рынок предпринимателей из других городов не оправдались, перевозчики по-прежнему недовольны. Свои претензии они высказали на пикете в минувший понедельник.
Забастовке быть?
Понятно, что среди протестующих в основном те, кто не смог победить в торгах. Маршрутники и неравнодушные представители общественности, всего около сотни человек, вышли на площадь перед ДНТ «Авангард». Акция проходила под лозунгами «Нас продали как рабов» и «с 1 января мы безработные, нам нечего терять». Водители и предприниматели не исключают, что с 16 сентября может начаться забастовка.
- Ситуация патовая. Есть предложение: 16 сентября, если наша городская дума, администрация не предпримут никаких решений, мы встаем. 30 % автобусов пускай ездят, пассажиропоток все равно есть. Если нас не слышат, то хотя бы увидят, — заявил председатель общего собрания водителей маршруток Алексей Килев, выступая на митинге.
Решение о возможной забастовке обсуждается общим собранием водителей с июня. По мнению членов собрания, изменения, вносимые администрацией в сферу пассажирских перевозок, приводят к ухудшению положения водителей.
- Сейчас выручку приходится делить между хозяином автобуса, водителем и расходами на обслуживание. А сейчас получится, что деньги будут идти хозяину маршрута, хозяину автобуса, на бензин, что мне-то останется?! - возмущен водитель. - Забастовка, скорее всего, будет. Администрация навстречу не идет, встречаться с перевозчиками отказывается.
Требования просты
Требования у перевозчиков прежние, они просят отменить постановление мэра о вступлении в силу новой транспортной схемы, не допустить сокращения действующих маршрутов, криминализации сферы перевозок. Также маршрутники просят дать им переходный период длительностью в четыре года.
В ходе пикета организаторы собирали подписи под резолюцией, которую планируется направить мэру Томска Ивану Кляйну, губернатору Сергею Жвачкину и президенту РФ Владимиру Путину.
Кроме того, частников волнует судьба маршрутов, исключенных из городского реестра.
- Большинство перевозчиков сами понимают, что мы пришли к тому рубежу, когда надо что-то менять, чтобы постоянно не выслушивать нарекания, что надо и транспорт обновлять, и вовремя ездить, и так далее. И есть отдельная часть, которые боятся, что проиграют аукционы или не готовы работать по новым правилам, повышать качество. Они пытаются нагнетать обстановку, — комментировал мэр Томска Иван Кляйн.
- Мы не ставим себе цель выгнать их на улицу, мы ставим цель, чтобы томичам было комфортно ездить по городу, — уточняет заммэра Александр Цымбалюк. - Помимо прав, у всех есть и обязанности. В соответствии с действующими договорами, а они сегодня действуют по всем маршрутам и будут действовать до момента вступления в силу муниципальных контрактов, там четко прописано, что они должны делать — соблюдать графики маршрутного движения и так далее.
Он отметил, что сейчас в сфере пассажирских перевозок Томска идет своеобразная «война» между теми, кто победил в аукционах, и теми, кто не согласен с результатом.
- Нас пугали с вами, что придут москвичи, иногородние, скупят все маршруты, и перевозок в городе не будет. Теперь они между собой воюют, определяют, кто дал больше цену, - поясняет Цымбалюк.
Так что же стоит за угрозой забастовки? Скорее всего, организаторы решили воспользоваться предстоящими выборами. Но перспективы у такого способа давления невелики. Вряд ли и сама забастовка состоится. Кто же разрешит ее в преддверии 18 сентября? Скорее всего, накануне чиновники будут направлены «в народ», а разбираться станут уже после выборов.