В нынешнем учебном году Томск особенно преобразился – повсюду иностранная речь. Впервые наши Сибирские Афины принимают столько иноязычных студентов. Русский для них теперь наверняка станет вторым родным языком.
А как же мы, коренные носители «великого и могучего»? Любим ли мы его по-настоящему? Почему сегодня русский язык как учебный предмет в глазах учеников и родителей не столь значим, как физика, химия, математика? Об этом в Международный день грамотности мы говорили с человеком, для которого этот праздник, по сути, ежедневная работа – учителем русского языка и литературы школы №4 Томска Верой Риф.
Гордость за профессию
– Вера Григорьевна, так в чем причина? Почему дети отдают приоритет другим предметам?
– Многие, насмотревшись телевидения и начитавшись популярных статей из Интернета, связывают свою будущую жизнь, своё финансовое благополучие с инженерным, компьютерным образованием, «на худой конец» экономическим или юридическим, забывая при этом, что успешным может стать только грамотный человек. И здесь никак не обойтись без изучения русского языка. Увы, сейчас многие дети, да и взрослые мало читают, их больше интересуют миры и герои компьютерных игр.
Замечаю удивление в глазах детей, когда говорю, что очень горжусь профессией учителя русского языка и литературы, что влюблена в русский язык. Мне печально, что в нашем обществе не принято гордиться русским языком, в отличие от американцев, которые вообще не имеют своего коренного языка, не имеют коренной национальной культуры, но всегда хвалятся перед миром и тем, и другим.
У нас в школе немало детей разных национальностей, и я всегда говорю с ребятами о том, что им очень повезло. У них есть уникальная возможность говорить и на своем родном языке, и еще на русском, воистину «великом и могучем». Когда готовлюсь к урокам литературы или подбираю материал для диктантов и изложений, беру примеры из текстов русской и советской классики. Это наша история, наша литература, наша культура, и это надо знать и этим гордиться.
– А как насчет мнения иностранцев, что русский язык самый трудный с его «жи и ши», особыми прилагательными «оловянный, деревянный…» и. т. д.
– Наш язык действительно трудный, и не только потому, что много правил и исключений из них, но еще и потому, что в нем огромное количество фразеологизмов, омонимов, многозначных слов, слов с переносным значением, авторских, устаревших слов. Это разнообразие – богатство и красота языка, а не его недостаток.
Рецепт от профвыгорания
– У многих педагогов большая нагрузка, в том числе и у вас – 35 часов в неделю, где брать силы и время на качественную подготовку к урокам?
– Да, учителей русского языка и литературы в Томске не хватает, даже у наших молодых специалистов по 25–27 часов в неделю. А мне еще «везет» – часто приходится «подхватывать» какой-нибудь класс, оставшийся без учителя. Болезнь, декретный отпуск или другие проблемы. Это очень сложно – войти в коллектив, почувствовать атмосферу класса после другого педагога, добиться доверия, понимания детей. Но я считаю и детям говорю об этом – чем больше работы, тем она быстрее и лучше получается, тем больше человек успевает.
– А как же с «профессиональным выгоранием»? Как его избежать, можно ли в принципе?
– Можно, если дать учителю больше возможностей для самообразования. Чтобы мы могли почитать новинки современной российской и иностранной литературы, посмотреть хорошие кинофильмы, спектакли. Дети иногда задают вопросы, а учитель и рад был бы ответить, но может быть не в курсе. Организовать бы регулярные встречи с писателями, учеными, командировки на семинары в большие города, на книжные ярмарки.
В прошлом году мне на этот счет повезло: сначала я и две мои коллеги ездили на Международный форум учителей в Екатеринбург. А на весенних каникулах была поездка на Всероссийский читательский форум в Санкт-Петербург (я и моя ученица стали победителями в своих номинациях в конкурсе сочинений, проводимых Всероссийской ассоциацией учителей)… Там было столько интересных творческих людей: писателей, учителей, режиссеров… Вернулась с желанием делиться с коллегами всем, что увидела и узнала, желанием делать что-то новое. После такого обмена с коллегами мыслями, мнениями, эмоциями хочется работать и работать.
Учиться всю жизнь
– У вас уже есть диплом учителя русского языка и литературы. Зачем тогда поступили в магистратуру педагогического университета по специальности литература?
– Я люблю учиться и считаю, что учитель не может, получив диплом, переставать учиться. Именно современный, творческий учитель должен приобретать и приобретать новые знания, чтобы соответствовать современным детям, быть им понятным и в то же время понимать их. Я для себя решила, что обучение в магистратуре по специальности «Литературное образование» позволит мне расширить свой кругозор и раздвинуть «литературные горизонты» своих учеников.