Особый подход

Как в Томске внедряют образовательные стандарты для детей с ОВЗ.

Учить детей с ограниченными возможностями здоровья – всегда было непростой задачей для педагогов. Особенно, когда такие дети попадают в  обычную школу и общеобразовательный класс. 


Недавно были приняты го сударственные образовательные стандарты для обучающихся с ОВЗ. Станут ли они помощью для учителей, либо, напротив, осложнят работу? Об этом накануне говорили руководители учебных заведений, в рамках городской педагогической конференции.

Право для всех

Сегодня существует масса подходов для обучения особых детей. Многие из них находятся на индивидуальном обучении или вовсе занимаются на дому. Однако стандарты предусматривают сочетание разных форм обучения, в том числе работу в общеобразовательном классе. 
- С каждым годом детей с ОВЗ становится только больше. Прирост ежегодно по 500 человек. А главное, что растет и число сложных форм,  - говорит директор психолого-медико-педагогической комиссии Томска Наталья Артюшенко. - И можно сказать, что эти стандарты подоспели весьма вовремя. Правда, потребуется не один день, чтобы внедрить их в образовательную практику.
Образовательному учреждению приходится серьезно подстраиваться, даже если в школе учится только один ребенок с ОВЗ. Это предполагает и наличие специальных материалов, и адаптированного учебного плана, и подготовленных кадров. Впрочем, вопрос с тем, где обучать педагогов работе с особенными детишками, сегодня для Томска стоит остро. Зачастую для повышения квалификации и переподготовки приходится проходить обучающие курсы в других регионах. 

Опыт есть

В ходе конференции педагоги делились опытом того, как работать с детьми с ОВЗ не только в рамках коррекционных школ и дошкольных учреждений, но и как организовать специализированный класс в обычной школе. Так, подобный первый класс для детей с расстройствами аутистического спектра был набран в прошлом году в школе №34. Им удалось сформировать штат из специалистов, готовых работать с особыми детьми, проработать программу и закупить оборудование к спецзанятиям.
- У нас в школе было восемь ребят с аутизмом. И когда мы сформировали из них один класс, родители одного мальчика попросили, чтобы он остался в общеобразовательном классе. Мы пошли им навстречу, - рассказывает директор школы №34 Владимир Антипин. - Сперва дети могли находиться на уроках только в присутствии родителей, но к концу учебного года многие уже сами ходили по школе, в столовую, не боялись самостоятельного пребывания. Надеемся, что к следующему году эти дети смогут перейти в обычный класс и учиться с обычными детьми. 
В строящейся школе в Зеленых Горках так же планируется открыть два стажировочных класса для детей с аутизмом. 
Впрочем, педагоги сошлись во мнении, что сегодня важно вовремя выявить, что ребенок не такой как все и найти к нему подход, даже обучая в общеобразовательном классе. Тогда у него будет шанс получить образование, а не закрыться от внешнего мира. 
- В конституции прописано, что каждый имеет право на образование, и там не сказано, что только в случае хорошего здоровья, - говорит директора психолого-медико-педагогической комиссии Томска Наталья Артюшенко. – Впрочем, работая с особыми детьми, мы, прежде всего, стремимся не вылечить их, не ставим задач получить высокие оценки, а хотим подготовить их к самостоятельной жизни в обществе. 
Участники секции договорились, что необходимо выстроить взаимодействие между образовательными учреждениями и обмениваться опытом работы, чтобы появление особенных детей в школе не становилось неразрешимой задачей для педагогического коллектива. 
 

Топ 5 читаемых