Государев человек

Назначенная Главой Минобразования Ольга Васильева сразу заявила о новых трех линейках школьных учебников по истории, в которых используется особый подход к «сложным вопросам». Это вызвало тревогу выпускников и их родителей, которых уже не в первый раз чиновники «радуют» нововведениями в Едином государственном экзамене. 


Что это за линейки, надо ли их опасаться – с этого вопроса начали мы беседу с учителем истории школы № 4 Томска Дмитрием Родионовым.  

Главный принцип – преемственность времен

– Я уже познакомился с этими линейками, выпущенными разными издательствами, – сказал Дмитрий Александрович. – Существенных отличий в них немного, содержание примерно одно и то же, потому что существует Государственный стандарт исторического образования, которого должны придерживаться авторы учебников. История в них делится на определенные периоды, как и раньше. Но для профильных гуманитарных классов в этих учебниках история знаковых событий освещается более глубоко. Остается, однако, самый главный принцип – преемственность времен. А серьезное отличие новых линеек от прежних то, что в них не только учебники, карты – общие и контурные, но и специальные рабочие тетради, электронные пособия, диски с заданиями, видеоролики. 
– Выходит, что дети и без того часами «прилипающие» к компьютерам, теперь станут еще больше  портить глаза и забывать печатное слово?        
– Что делать, современный мир диктует определенные требования. Психологи говорят, что современное восприятие молодежи окружающего мира становится все более  «экранным». Очень сложно посадить сейчас детей только за книги, результативнее увлечь их как раз электронными пособиями. Тем более, что увлеченность школьников предметом «история», убежден, зависит не столько от учебно-методического комплекса, а в большей степени от личности учителя. От того, как он заинтересует учеников, услышит их, выстроит с ними партнерские отношения. Сможет – отлично, не сможет – никакие учебно-методические комплексы  и диски не помогут.       

Учителю нельзя ошибиться

– О преемственности времен… Часто сопоставляют   Россию в первые десятилетия  нынешнего и прошлого века, приведшее тогда к войне 1914 года, с тревогой ждут приближение столетия Октябрьской   революции.   Что говорите на эту тему? Вообще, сложно ли сейчас преподавать историю?         
– Действительно, некоторая международная похожесть есть. И велик соблазн все объяснить, как вековые повторяющиеся циклы событий. Это на поверхности… Вспомнился в связи с этим  анекдот: «Вся беда в том, что люди верят в подлинность цитат интернета, – сказал Ленин в 1917 году».  Мы учим школьников все-таки критически осмысливать те процессы, которые происходили в прошлом и происходят в настоящее время, используя различные источники, ставить под сомнение современные сенсационные факты и заявления, полемизировать. С пятого по девятый класс, во всех классах, ученики под руководством учителя  на уроках истории дискутируют по знаковым событиям прошлого и сегодняшних дней. И, конечно, в большей степени от учителя, а не от учебника, из какой бы линейки – новой или старой – он ни был, зависит позиция ученика.        
Историк – государев человек, способный воспитать школьника либо патриотом, либо человеком, негативно относящимся к стране, в которой живет. И потому ему нельзя ошибаться…Сложно ли сейчас преподавать историю? Сложно. Потому что государство меняется, мы живем, по сути, в четвертом за последний век государстве – империя, СССР, Россия девяностых и Россия нового века. Сложно взрослому человеку, а уж ребенку тем более, осмысливать эти перемены.       

А у детей спросить пробовали?

– Есть традиционное понимание истории, как истории создания государств, войн, смены правителей. И в стороне нередко остается история жизни народов, простых людей… Как совместить это в школьном преподавании истории?   
– В этом году появился новый историко-культурный стандарт, где сказано, какое понимание истории учитель должен формировать у школьников. Конечно, история это не только войны, правители, политические процессы. Важны, прежде всего, социальные изменения, которые происходят в стране, как развивается экономика, духовная жизнь общества. Я всегда говорю ученикам, что нет в истории какого-то одного решающего фактора, изменения в одной сфере жизни всегда приводят к изменениям в другой.      
Да, мы живем в эпоху глобализации. В ней много положительного, но я всегда говорю ученикам, что при всех достоинствах мы не должны терять свои традиции, обычаи, свое национальное лицо, чтобы сохраниться как нация, сохранить свою самобытность. Кстати, в новом образовательном стандарте много нового в подходах к пониманию жизни общества, культуры, появилось требование изучать, наряду с историей страны, историю своего региона, города. Вопрос, правда, – где найти дополнительно время. На уроки истории в старших классах отводится всего 68 часов в год, и, конечно, на «региональный компонент» у учителя крайне мало времени.     
Вообще, когда мы с коллегами обсуждаем новые стандарты образования, новые учебники, то нередко возникает тема: а у детей пробовали спросить, что им важно, интересно? Ведь в старших классах большинство уже сформировавшиеся личности. Но сидят умные дяди и тети, которые, создавая стандарты, считают, что именно они все знают о том, что нужно школьникам. И бывает, что открываешь новое методическое пособие, читаешь и понимаешь, что если мне это неинтересно, то ребенку и подавно. И это касается не только программ по истории,  думаю, всему нашему образованию в целом иногда нелишне спросить мнение детей. 

Топ 5 читаемых