«Война никуда не уходит»

Память остается источником духовной силы.

Память  остается источником духовной силы. Год назад мы торжественно отметили 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. А сейчас возвращаемся к ее началу. Война нас не отпускает? Что значит она для юного поколения? Как воспринимается по прошествии десятков лет людьми среднего возраста? Об этом мы беседуем с учителем истории  школы №4 Томска Дмитрием Родионовым.


Гордость за Отечество

- Дмитрий  Александрович,  как-то на одной из встреч услышал от ветерана: «Война никуда не уходит». Это действительно так?
- Наверное,  ветеран прав, потому что пока мы об этой войне помним, она остается для всей страны, для каждой семьи, которая перетерпела суровые лишения военных лет, потеряла близких, источником духовной силы, не проходящей гордости за свое Отечество, его великую историю. И в этой связи я доволен своей профессией, которая помогает эту гордость утверждать и воспитывать в детях.
На уроках истории я часто говорю о патриотизме, подчеркивая факты, явления, называя имена людей, которые стали значимы в судьбе России. Тема эта значима для меня лично и потому, что несколько моих родственников с отцовской и материнской стороны воевали и, к сожалению, большинство из них не вернулись домой.                   

Авторитет возвращается    

- Какие уроки воспитания вынесли  потомки победителей? 
- Именно с помощью истории  можно воспитывать в молодых людях истинных патриотов, которые бы гордились историей народа, историей семьи. И в этом плане Великая Отечественная война, пожалуй, главный инструмент, а ее уроки важны для потомков победителей не только нашей страны, но и других стран. В принципе для всего человечества, которое должно помнить массовую гибель людей, последствия распространения радикальных националистических взглядов и думать о том, что третья мировая война вообще поставит под сомнение дальнейшее существование человечества.    
Но если в Советском Союзе патриотизм воспитывался как бы сам собой десятками фильмов и сотнями книг о войне, дружбе народов, да и самим фактом существования самой большой в мире страны, то впоследствии эта возможность была утрачена.Почти полтора десятка лет в России, с начала девяностых, были практически потеряны для  воспитания у молодежи патриотизма, вдохновения от осознания себя гражданами великой страны. Напротив, молодые люди тогда чувствовали себя даже не жителями региональной державы, а отсталой страны «третьего мира». К счас-
тью, сейчас истинное  понимание роли, авторитета  России в мире  возвращается, о чем сужу по своим друзьям, знакомым. 
Дети тоже это чувствуют, им интересны исторические и современные факты, которые я им привожу. Они готовы их слушать и горячо обсуждать, но, увы, сами «ныряют» в историческую литературу редко, большинство мало читают, предпочитая компьютерные игры.            

И рассказать, и показать  

- В то же время им нравятся  реконструкции былых сражений.  А ваше отношение к воссозданию  боевых действий? Слышал об этом негативные мнения, дескать, участники таких реконструкций выглядят… какими-то ряжеными.    
- Не согласен. На мой взгляд, это одна из форм проявления интереса и гордости за историю своей страны. Среди моих 35-40-летних знакомых немало тех, кто принимает участие в таких реконструкциях, сами шьют себе военную форму, изготовляют макеты оружия, глубоко изучают исторические факты. Воспринимаю участников этих реконструкций как патриотов, людей, которым небезразлично прошлое своей страны, гордых за ее победы. Многие из них были или являются членами поисковых отрядов. Люди, которые свой отпуск используют для того, чтобы найти останки погибших защитников, числившихся без вести пропавшими, восстановить их имена. 
И еще многое зависит от формы, в которую облечена подача исторических фактов, вообще военная тематика. В Томске уже полтора десятка лет  существует военно-патриотическая программа «Память». Я участвовал в ней вместе  со своими учениками. Одним из этапов этой программы были театрализованные представления, в которых мои ребята принимали самое активное участие, пропуская через себя чувства, переживания людей той «далекой» для них эпохи. (В подготовке программы, подборе текстов помогали учителя- литераторы). 
Наши выступления в школе пользовались успехом не только среди учеников пятых-шестых, но и старших классов. Дети сидели как зачарованные. Многие потом говорили, что во время выступления мурашки по телу пробежали. 

Не в ущерб сути!

- Как вы относитесь к тому, что появляются новые документы, которые ведут к дегероизации, заставляют пересмотреть те или иные эпизоды войны. Например, о  неточностях, касающихся вожаков «Молодой гвардии», ряда других событий? Должен ли об этом говорить детям учитель?     
- Историки, по сути, государевы люди, воспитывающие подрастающее поколение, и им, конечно, надо быть точными. Сказать о новых фактах надо, но смотря как. Не ограничиться сообщением об этих новых фактах, а дать общую картину событий. 
Да, журналист придумал бой у разъезда Дубосеково, но не двадцать, а куда больше десятков, если не сотен бойцов бросались под немецкие танки с гранатами, в безвыходных ситуациях подрывались, в толпе окруживших их гитлеровцев, вызывали на себя огонь батарей. Да, у Фадеева в «Молодой гвардии» много неточностей (кстати, и от того, что его заставили переделать в угоду властям первый вариант). Но такая боевая молодежная организация в Краснодоне была, сражалась с оккупантами и была уничтожена немцами со страшной жестокостью. 
Да, Зое Космодемьянской «повезло», что после освобождения села рядом оказался журналист и написал о ее подвиге, но, по сути, он ведь увековечил сотни других девушек, ушедших добровольцами на фронт и отдавших свои молодые жизни ради Победы. Да, известным героем стал Александр Матросов, хотя до него и после него такие подвиги совершили несколько сотен бойцов, среди которых, кстати, наш земляк Лебедев из Александровского района…
Отдельные факты, имена той страшной войны надо восстановить, если они оказались неточными, но рассказывая о них детям, надо давать полную картину народного подвига.         

Строка на стеле

- Скоро 9 мая. Вы участвуете в этот день в шествии «Бессмертного полка» к памятнику воинам и   «Вечному огню» в Лагерном саду?   
- В шествии не участвую, потому что, к сожалению, портретов моих воевавших родственников не сохранилось. Но я беру сына и дочь, и мы идем в Лагерный сад к Мемориалу Боевой и трудовой славы томичей, к Вечному огню возлагаем цветы и еще у стелы, где указаны имена воинов ушедших из Томской области на фронт и не вернувшимся с войны. Там есть фамилия и брата моего деда. Дочь давно это  знает, но уже и шестилетний сын показывает, где эта строка на стеле.

Топ 5 читаемых