Поисковики нашли останки нашего земляка. С момента окончания Великой Отечественной прошло более семидесяти лет. Но каждый год поисковики из разных городов нашей страны находят останки воинов, которых уже давно перестали ждать. Время неумолимо. Часто родных и близких погибших уже нет в живых. Но, к счастью, это не тот случай. Сын погибшего летчика Николая Дьяченко профессор ТГУ Николай Дьяченко, 73 года ничего не ведавший о своем отце, теперь знает, где он погиб.
Находка в саду
О последнем эпизоде военной биографии пилота истребителя Як-1б лейтенанта Николая Дьяченко родным было известно только то, что он пропал без вести в Крыму в ходе боевого задания. Произошло это 28 апреля 1943 года в районе станицы Алевро-Семёновской. Незадолго до этого, у него родился сын, которого также назвали Николаем. Сегодня это заслуженный человек. Доктор физико-математических наук, профессор Томского госуниверситета. И как знать, может, и не узнал бы он никогда о месте гибели своего отца, если бы не поисковики отряда «Кубанский плацдарм». В феврале этого года они обнаружили части сбитого истребителя в районе хутора Эриванского.
Фрагмент самолета с выбитыми цифрами нашли в центре яблоневого сада на поверхности после того, как установили место падения. Это помогло еще до начала масштабных работ узнать имя погибшего пилота. Начали копать и на трёхметровой глубине обнаружили первые фрагменты каркаса фюзеляжа советского истребителя. Подсказку дал и обнаруженный мотор с заводским номером. Обратились в архив. Выяснилось: лейтенант Николай Дьяченко был старшим пилотом 291-го истребительного авиаполка 265-й истребительной авиадивизии. В бою 28 апреля 1943 года был ведомым младшего лейтенанта Алексея Белостоцкого. По словам руководителя «Кубанского плацдарма» Евгения Порфирьева, оба летчика были сбиты. Самолеты упали в нескольких километрах друг от друга.
Захоронят в Томске
Где захоронить останки героя? Сначала хотели предать их земле на Кубани. Но сын и внуки героя настояли на том, чтобы это было сделано в Томске. Кстати, поисковики также связались и с живущей сегодня во Владимире внучкой родного брата погибшего. «Я понял, какая же у нас мелкая жизнь, по сравнению с той, которой жили эти люди, – делится своими мыслями профессор Дьяченко. – Мой отец погиб в 28 лет. А ведь мы живем сегодня именно благодаря таким героям».
Официальное решение по захоронению принято. Останки пилота привезут в Томск в мае. Торжественное захоронение на Южном кладбище приурочат ко Дню памяти и скорби 22 июня.