aif.ru counter

Народное кино

Какую правду о войне несет кинематограф?

Какую правду о войне несет кинематограф?  Год назад томский режиссер и продюсер Роман Дваладзе запустил масштабный проект кино о 166-й стрелковой дивизии с рабочим названием «Дивизия». 


На данный момент отсняты несколько сцен, дорабатывается сценарий. В июне этого года планируется начать новый съемочный сезон. Ориентировочная дата выхода фильма в российский прокат – май 2020 года, к 75-летию великой победы. Каково это снимать кино о войне в 21 веке в сибиркой глубинке  и что хочется  донести до зрителей  главному режиссеру картины узнали журналисты «АиФ». 

Общее дело

– Роман, ваш проект действительно впечатляет. Пять лет съемок – срок немалый .Что сподвигло вас на эту титаническую работу? 
– Драматическая история самой 166-й стрелковой дивизии. Она  стала первой дивизией, ушедшей на фронт из Томска 26 июня 1941 года.  А уже в июле-сентябре  вела жестокие бои на дальних подступах к Москве против немецкой группы армий «Центр». 75 дней, практически не отступая, а часто и переходя в атаки, бойцы дивизии сражались в районе Смоленска, Белого, Ярцева, Духовщины, Вязьмы. 10 сентября потери дивизии уже составили около 7 тысяч человек.
В начале октября 1941 года дивизия попала в окружение, которое вошло в историю как «Вяземский котел».  Из окружения вышло только, представьте себе, всего 500 человек! Из 14 тысяч! В декабре 1941-го 166-ая стрелковая дивизия  была официально расформирована. Но в том числе и благодаря ей  план молниеносного наступления и захвата Москвы сорвался, было вырвано время для подготовки укреплений  вокруг столицы, подтягивания других дивизий.
История такого героизма наших земляков действительно заслуживает кино! Сейчас мы ведем плотную работу с архивами, дорабатываем сценарий. Вскрываются новые факты. К нам обращаются родственники погибших, пишут письма со всех уголков страны: Смоленска, Кемеровской области, Красноярска, Москвы. Люди хотят увековечить память своих дедов и прадедов.
– О чем будет фильм? 
– Я хочу рассказать историю молодого солдата, показать какие изменения претерпевает его характер, как закаляется. Герой, сразу скажу, выдуманный, но в фильме будут присутствовать прототипы реальных бойцов. Для меня это  в какой-то степени личная история: мой двоюродный дедушка по неподтвержденным сведениям также воевал в этой дивизии. Хочется, чтобы фильм стал своеобразным виртуальным кинопамятником  воинам дивизии.
– В какой стадии работа?
– Сейчас мы вплотную готовимся к новому съемочному сезону. Подбираем команду профессионалов. Ведем переговоры с одним российским актером на главную роль,  на роль героя-антагониста хотим взять одного иностранного актера.  Кроме этого подбираем места для съемок. В этом году планируем снимать в Кожевниковском районе Томской области, очень там природа смоленскую напоминает.  Параллельно ведем переговоры с двумя компаниями, специализирующимися на спецэффектах. 
Рассказать достоверно
– В последнее время российского зрителя буквально преследует нескончаемый поток военных фильмов. Как вы к ним относитесь?
– Совсем недавно в Томске проходила выставка «Помни… Мир спас советский солдат», так вот мне удалось пообщаться с одним из его авторов Юрием Никифоровым, сам он историк, участвует в экспертизе киносценариев на военную тему. Он посетовал, что в последнее время присылают какие-то фантазии. По его словам, после 1991 года не было создано ни одного достоверного фильма о Великой Отечественной войне. 
Полностью присоединяюсь к его словам! Хочется увидеть хорошее, правдивое, достоверное кино. А  у нас почему-то в последнее время явно замечаются два перегиба: либо в кино изображаются какие-то «Рембо» в кавычках, либо это бесконечные сериалы про НКВД и заградотряды…Если было все так плохо, то кто тогда войну выиграл? Выиграли наши деды, прадеды, и об этом я хочу напомнить зрителю в своем фильме.
– Но неужели нет  фильмов, которые вас зацепили? 
– Из современных киноработ для себя отметил две – «Брестская крепость» и «Днепровский рубеж». Это такие первые ласточки нынешнего честного кинематографа. Жду очень фильм «28 панфиловцев», который снимается на народные деньги и должен скоро выйти в прокат. Хочется, конечно, чтобы наш фильм в итоге встал в этот ряд.
Мне кажется, главная притягательность военных фильмов – в их правдивости,  характерах и типажах, которые  там изображены, наверное, в этом и кроется  секрет успеха хорошего кино. Меня всегда возмущает, когда в фильмах начинают перевирать факты, в этом плане я отчасти за цензуру, которую можно ввести при выдаче прокатного удостоверения. 

Готовить защитников

– Мы живем в неспокойное время, когда вокруг нас много войн. Как на это реагирует  кинематограф? И нужны ли фильмы о современных «горячих точках»? 
– Военных фильмов на этой волне появляется много, но вот качество… Я за правдивый рассказ о войне.  Неверный показ военных действий дает человеку иллюзию, что война – это просто так. Я брал однажды интервью у одного ветерана, так он рассказал, как несколько месяцев он жил на улице, не снимая валенки, и когда настало время это сделать, пришлось срезать их вместе с кожей и с ногтями. Они просто вросли в них. Это одна из сторон войны. Так называемая, окопная правда,  и военное кино не должно об этом молчать. 
Пример одного из показательных фильмов в этом плане «Иди и смотри» режисера Элема Климова, один из самых сильных фильмов о войне.  Его режиссер был свидетелем событий,  о которых рассказывает, и у него действительно получилось передать на экране все то, что он пережил. Рассказать всю правду о войне. Я не знаю, как после его просмотра может возникнуть желание убивать. Военное кино не должно  подвигать к стремлению развязать очередную войну, оно должно готовить защитников. 
– Каким образом? 
– Зрителю нужен герой. У нас целое поколение людей, выросших на компьютерных играх. Например, фильм «Криминальное чтиво», если привлечь специалистов-психологов и проанализировать личностные качества главных героев, то получится пугающая картина. Главные герои – преступники,  а молодежь ими восторгается…  Мне кажется, на экранах не хватает реальных героев, с  качествами, которые ценятся во все времена, и военное кино – настоящая находка для режиссера в этом плане. Оно позволяет рассказывать о таких людях, об их прототипах, о том, как они поступали в экстремальных ситуациях. Роль кино в воспитании молодежи, на мой взгляд, до конца не оценена. 
– Есть ли у вас планы на будущее?
– Да, снять фильм, посвященный памяти своего деда, который партизанил в Литве. 

Топ 5 читаемых