Надо ли мечтать и стремиться в дальние дали, или можно ограничиться утилитарным интересом? 12 апреля человечество отметит юбилейную дату – 55 лет со дня полета человека в космос. Что космос для нас сегодня? Насколько он опасен для человека? Что на самом деле интересует землян в далеких далях? Об этом мы говорим с профессором кафедры астрономии и космической геодезии Томского государственного университета Татьяной Бордовициной.
«Спутник видит всё…»
– Татьяна Валентиновна, в первые десятилетия после полета Юрия Гагарина все знали поименно, что и кто летает в космосе. Сегодня этот интерес сильно упал. Что дальше? Чего нам еще искать в космосе, какой пользы ждать?
– Строго говоря, мы все живем в космосе, поскольку в нем наша Земля. Это наша среда обитания, и ее надо изучать. Вопрос в том, какой космос мы имеем в виду – ближний или дальний. И в том и в другом еще много загадок. Но утилитарный интерес представляет, конечно, ближний космос, мы сейчас без него в принципе жить не можем – так плотно он вошел в нашу жизнь.
Многие виды связи стали возможны через космос с помощью спутников, прогнозы погоды и предупреждения о ее грозящих катаклизмах – тайфуны, цунами, землетрясения. Через космос идет поиск попавших в беду кораблей, экспедиций. И много связанных с ним утилитарных вещей, которые мы не замечаем. Космические системы, обеспечивающие жизнедеятельность человека, вошли в нашу практику так полно, что люди к ним привыкли порой… до смешного.
Еду я недавно в такси, машина с навигатором, который водителю сразу показал, куда ехать, едва я назвала свой адрес. Сообщает и об идущих рядом машинах, плотности движения, предлагает более свободный маршрут. Водитель с удовлетворением говорит: «Классно. Cпутник видит все!». Я отвечаю: «Со спутника ничего не видно, он передает только свои координаты, все остальное делается на Земле, благодаря хорошему навигационному оборудованию в вашей машине». Не согласился: «Нет, это спутник все видит». Я не стала, его переубеждать. Так думают многие.
Спутниковые системы ГЛОНАСС, и наша, и американская, стремительно входят в повседневную жизнь. Для нас, геодезистов, это прежде всего качественные приборы. С их помощью на кафедре мы решаем массу самых разнообразных задач, в том числе ведем высокоточные геодезические определения.
Автомат надёжнее человека
– Россия запустила подготовку миссии на Марс, ведет исследования о состоянии человека в длительном полете. Зачем это нужно? Ведь зонды уже летали, делали снимки, нашли воду… Убедились, что жизни там нет.
– Конечно, мы сегодня много больше знаем о космосе и ближайших планетах, чем 50 лет назад. Но далеко не все. Нашли на Марсе воду, но сколько ее, в каком она виде, как ею пользоваться в марсианских условиях. Для человеческого обитания ни Луна, ни Марс не приспособлены, но в будущем возможны прорывы в науке, технике, которые сейчас представляются фантастическими. При экспедиции на Марс главная проблема, как в таком длительном полете защитить человека от радиации...
– Но на МКС люди работают…
– По космическим меркам станция летает очень близко к Земле, над ней два мощных радиационных пояса, создаваемые магнитным полем Земли. Эти пояса защищают и Землю, и МКС от корпускулярного излучения Солнца. В дальних космических перелетах такой природной защиты не будет. Защиту нужно будет обеспечивать техническими средствами.
Нужно ли сегодня стремиться посылать человека к ближним планетам? Мое мнение – прежде нужно использовать автоматы, это дешевле и надежнее. Человек – хрупкое создание, выросшее на Земле, и когда он со своей сложной психикой оказывается вне привычной среды обитания, он может что-то неправильно воспринять в отличие от бесстрастного автомата. Хотя опыт работы на МКС показывает, что подготовленные люди успешно преодолевают трудности космических экспедиций. И все-таки я не уверена, что человек, прилетевший сегодня на Марс, узнает о нем нечто большее, чем автомат.
Искать «зоны обитания»
– С Марсом, Луной понятно. Есть реальная возможность ступить на их «пыльные тропинки». Но на что нам планеты дальнего космоса – Юпитер, Сатурн, Плутон, где даже фантасты не рискуют предположить жизнь? А средства тратятся колоссальные…
– Любые фундаментальные знания, полученные из космоса, оказываются полезными. Космические экспедиции развивают технологии, которые очень часто обеспечивают вполне земные потребности. Численность населения планеты быстро растет, и трудно сказать какие потребности возникнут у землян через 20, 50 лет. Все может пригодиться в совершенно утилитарном, бытовом варианте.
И в Солнечной системе, и за ее пределами человек пытается найти объекты, похожие на Землю. Во внесолнечных системах мы ищем планеты в так называемой «зоне обитания», то есть там, где могут быть физические условия, близкие к земным. В нашей Солнечной системе с этой точки зрения интерес представляют спутники планет. Вулканы на спутнике Юпитера Ио, покрытый льдом океан на Европе, тоже спутнике Юпитера, спутник Сатурна Титан с его атмосферой, похожей на атмосферу ранней Земли. Все эти открытия, сделанные с помощью космических аппаратов, говорят о том, что между Землей и спутниками больших планет много общего.
И наконец, еще одна – международная роль космоса. Пока политики спорят, порой непримиримо, космонавты разных стран дружно работают на МКС уже десятки лет.
Рукотворная угроза
– Известно, что в космосе много мусора – отработавших элементов спутников, неудачных запусков ракет… Это мешает запускам спутников, создает опасность для МКС. Насколько ситуация стала угрожающей для самого космоса, для человека?
– По разным оценкам общее количество объектов мусора в околоземном космическом пространстве достигает полумиллиона. Причем примерно 20 000 из них могут быть опасны для действующих аппаратов. Утилизация этого мусора практически не налажена. Единственная технология в этом плане – понижение орбиты мусорных объектов до высоты сгорания в атмосфере. Эта технология успешно работает. Наша лаборатория также готовится в ближайшее время предложить алгоритмы утилизации отработанных объектов системы ГЛОНАСС.
Томск – город «космический»
– У вас, оказывается, есть собственные «владения» в космосе. За заслуги в его изучении имя Bordovitsyna решением Международного астрономического союза в 2000 году присвоено астероиду № 9262, который можно увидеть в Интернете…
– У всего научного Томска большие заслуги в исследовании космоса и исторически давняя связь с ним. Десятки лет наши вузы готовят инженеров для космической отрасли. Конкретно наш университет и политехнический, а также объединение «Полюс», создающее аппаратуру для спутников, давно и плодотворно сотрудничают с космической отраслью России, с Научно-производственным объединением «Энергия». Конкретно наша кафедра готовит специалистов для предприятия «Информационные спутниковые системы» имени академика Решетнева. Есть и свой космонавт. Наш земляк Николай Николаевич Рукавишников трижды побывал в космосе.