При ремонте дорог учтут мнение томичей. В редакции телефоны разрываются от звонков возмущенных автомобилистов. «Где асфальт»? – негодуют они, отмечая, что вместе со снегом сошло и твердое дорожное полотно. Но это – не новость. А новация, особенно заметная в этом году, в том, что асфальт массово сходит в местах, где его уложили совсем недавно. Почему? И кто все это будет исправлять?
Рвёт железо
Адреса, где относительно свежий асфальт сошел на нет, можно назвать не один и не два. Это и участок Комсомольского напротив «Изумрудного города», и улица Елизаровых, и проспект Ленина напротив ТЮЗа. Оправдание простое: «Зима накладывает отпечаток на состояние улично-дорожной сети. Основная причина появления ям – частое замерзание и оттаивание воды, которая рвет не только асфальт и бетон, рвет железо», – комментирует ситуацию заместитель мэра по городскому хозяйству Владимир Хан. Так-то оно так. Но ведь технологии дорожного строительства должны все это учитывать. Да и последние две-три зимы были относительно мягкими, без серьезных перепадов температур. Значит, дело в нарушении тех самых технологий, экономии на материалах. Сколько мы плевались по поводу нашумевшего чипсила? После этого нас уверили: будут использовать так называемые «холодные» смеси, которые можно укладывать при минусовой температуре. Где они?
Экономия выходит боком
«Сегодня после ямочного ремонта покрытие дорожных одежд обычно закрывают защитными слоями, – отмечает декан дорожно-строительного факультета ТГАСУ Владимир Ефименко. – К сожалению, эти работы из-за отсутствия средств не выполняют. Хотя защитные слои износа позволили бы увеличить срок службы отремонтированного покрытия до 5 лет». Кстати, сам по себе ямочный ремонт не обеспечивает нужного качества. Эффект от этого слишком кратковременный. Дорогу нужно капитально ремонтировать целиком. Но опять эта пресловутая нехватка средств…
Правда, городские власти нашли способ хоть немного поправить ситуацию. Они стали всерьез требовать от дорожников выполнения гарантийных обязательств. Причем за свой счет. В мэрии уверяют, продолжится эта работа и нынче. Называются и конкретные винов-
ники. «Более 90 % претензий у нас к одной кемеровской организации – «Томскдорстрой», – жалуется Владимир Хан. – Основные проблемы – на Ленина, где начал верхний слой сходить, на Елизаровых, на кольцах». Вот только по единичным фактам закон не позволяет не допускать до будущих аукционов «накосячивших» дорожников. В целом-то полотно служит, значит, все нормально.
Что дальше? Диагностика дорожного полотна в городе завершится к маю. После этого составят точный план работ. Удручает одно. Капитального ремонта дорог в городе в этом году не будет. Вообще! Кризис. На все про все в городском бюджете заложено 300 миллионов рублей. Капля в море. Ну а радует, что при ремонте учтут мнение томичей. Так что, видимо, активистам для привлечения внимания к колдобинам не придется сажать в них цветы, как было в прошлом году.