Не «штормит». Затишье…

Когда оживится предвыборная гонка? В регионе началась подготовка к предстоящему в сентябре единому дню голосования. Это и выборы в Госдуму, и выборы депутатов в Законодательную думу Томской области. Ожидается масштабная кампания.

Когда оживится предвыборная гонка? В регионе началась подготовка к предстоящему в сентябре единому дню голосования. Это и выборы в Госдуму, и выборы депутатов в Законодательную думу Томской области. Ожидается масштабная кампания. А неделей раньше в области состоялись муниципальные выборы...  О том, как ведется политическая борьба и чего ждать от избирательной кампании, мы беседуем с доцентом кафедры политологии ТГУ Сергеем Шпагиным.


Кто понесёт потери?

- Сергей Александрович, какова сегодня политическая погода в регионе? Шторм или штиль?
- Все замерло и закисло. Понятно, что все политические силы готовятся к предстоящим выборам, однако ощущения борьбы нет. Для этого нужны какие-то особые условия, которые бы повлияли на политическую жизнь. Если на федеральном уровне никаких признаков борьбы не проявится, то и в регионах, скорее всего, выборы пройдут традиционно.  
- В чем особенность нынешней избирательной кампании? Повлияет ли на нее нынешняя экономическая ситуация?
- Фон, действительно, не очень благоприятный. Рост цен, инфляция, общее снижение уровня жизни населения. Возможно, что в некоторых регионах это приведет к желанию избирателей как-то наказать ведущую партию, предполагая, что правительство и государство в большей степени несет ответственность за экономическую политику, чем президент страны. Поэтому региональные власти могут испытывать некоторые проблемы.
Тем не менее, нетрудно догадаться, в каком примерно соотношении ожидается результат. Ведущая партия существующие позиции сохранит. Небольшие потери могут понести оппозиционные парламентские партии. За счет того, что общее количество партий возросло и часть избирателей растечется по новым партийным спискам и новым кандидатам. Но в конечном итоге перераспределение голосов благодаря особенностям избирательной системы дает преимущество именно крупным партиям. И правящая свое получит. 

Результат предсказуем

- Можно ли расценивать прошедшие в муниципалитетах выборы как задел к большой избирательной  кампании?
 - Для избирательной комиссии это была своего рода тренировка. На таких выборах и отрабатываются механизмы взаимодействия с облизбиркомом. Это полезная репетиция, готовность муниципалитетов к выборам уже проверена. А вот что касается политических раскладов и кандидатур, которые могли бы вызвать какой-то интерес, то пока их незаметно.
- Как вы оцениваете результаты праймериз? И, кстати, почему только правящая партия проводит эту процедуру?
- Смысл процедуры настолько малозначителен, что нет смысла ее отслеживать. Не от этого зависит формирование партийного списка. При этом такое организационное мероприятие требует определенных ресурсов. У других политических организаций, в особенности непарламентских, таких возможностей нет.
Что касается «Единой России», то для нее праймериз – это повод показать связь с избирателями, продемонстрировать, что партия все же не ограничивается административными каналами влияния, а стремится быть полноценной партией. Но непрозрачность процесса это стремление в известной степени нивелирует. Партия, даже послушав своих же избирателей, принимает решение в соответствии с внутренними критериями, которые не всегда понятны и однозначны для участников процесса. Отсюда и достаточно невысокий уровень мотивации участия в праймериз не только для избирателей, но и для потенциальных кандидатов, не являющихся уже действующими депутатами от «Единой России». 
- Каков ваш прогноз на использование административного ресурса на предстоящих выборах?
- Мне не кажется, что административный ресурс сейчас может повлиять на ход выборов. Он применяется достаточно стандартными способами и формами, и основные административные усилия предпринимаются на дальних подступах к выборам. 
Сейчас, как мне представляется, масштабных фальсификаций просто не нужно, для того чтобы правящая партия получала тот процент голосов, на который она рассчитывает.
Все сделано гораздо раньше – на стадии регистрации списков и кандидатов. А когда дело доходит до собственно голосования, там уже выборы в достаточной степени отрегулированы, чтобы получать запрограммированный результат. Если в некоторых регионах возникают проблемы с нарушением избирательного законодательства на уровне избиркомов, то у нас работа избирательной комиссии неплохо отлажена. Там делается достаточно для соблюдения всех необходимых параметров. 

Не всем нашлось место

- В области началось выдвижение в кандидаты. И на этот раз много самовыдвиженцев. О чем это говорит?
- Это говорит о том, что далеко не всем, кто хотел бы принять участие в политической борьбе, нашлись места в списках политических партий, особенно в их проходных частях. Кроме того, часть самовыдвиженцев заявляют о себе не для того, чтобы одержать победу в выборах, а для того чтобы поконкурировать с сильными претендентами, оттянуть у них часть голосов, обратить внимание на себя или даже за счет своего избирательного фонда попытаться создать антирекламу кому-то из нежелательных кандидатов или партий. 
Ни для кого не секрет, что есть сильные кандидаты, которые борются за победу, есть кандидаты-страховщики, которые в случае, если все вдруг по техническим причинам поснимают кандидатуры, смогут занять свободные места. Наконец есть третья категория, предназначенная для борьбы с конкурентами и переключения внимания избирателей и избиркомов на себя.
- В Госдуме озвучили идею объединиться крупным партиям и распределить между собой мажоритарные округа. Как относитесь к таким сговорам?
- У меня складывается ощущение, что это не новый ход. Подобная договоренность существовала и раньше. Без шума, в некоторых случаях все уже решено. Будем ли мы свидетелями такого распределения у нас на томской земле – я не уверен. Хотя степень консолидации томской политической элиты достаточно высока. Какие-то неформальные договоренности на эту тему вполне возможны, в той мере, в какой для действующей власти удобны те или иные уже известные кандидаты от оппозиционных партий.
Если в администрации знают, что депутат такой-то заседает не один год, проблем особых не создает, и, говоря на аппаратном языке, является «системным человеком», готовым играть по общепринятым правилам, наверное, возражать против его переизбрания никто не станет, даже если он представитель другой партии. Ему просто не станут создавать барьеров, ставить против него сильного кандидата. 
Подобного рода усилия направлены, прежде всего, на то чтобы избежать попадания в органы власти представителей новых политических партий. От этих людей непонятно чего ожидать. Депутаты от «Гражданской платформы», РПР-ПАРНАС, даже от таких, в общем- то, привычных партий как «Патриоты России» или «Яблоко», могут в некоторой степени взбаламутить политическое болото, чего парламентским партиям не очень бы хотелось. Они довольно плотно заняли определенную политическую нишу, и всех их это устраивает.
Если посмотреть на результаты выборов последних лет, то там в общем количестве депутатов число избранных от новых партий – минимальное. Единственный год, когда успешно избирались кандидаты от непарламентских партий – это 2013-й. В этом году если кто-то и попадет от таких несистемных партий, то это будет исключение.

Приоритеты избирателя

- Последние выборы у нас в Томске удивили своей рекордной неявкой. Каков прогноз избирательной активности на этот раз?
- Я не думаю, что она радикально изменится. Понятно, что интерес приподнимает совмещение нескольких выборов.  Но насколько приподнимется интерес – это вопрос. Если посмотреть, что на выборах мэра Томска – явка была около 20%, то на нынешних выборах  она может составить процентов тридцать. 
- С чем связана такая политическая пассивность томичей?
- На самом деле Томская область не выделяется в этом плане на фоне других регионов. Все просто. Люди заняты решением своих проблем. Они понимают, что кого бы они не выбрали губернатором, мэром или депутатами Думы, их собственная жизнь от этого меняется не настолько радикально. И значительная часть избирателей, которые раньше надеялись, что от них что-то зависит, сегодня переключаются на житейские проблемы. Им самим выживать надо. К тому же сентябрь - время осенних полевых работ. И для части избирателей это гораздо важнее любых политических событий.

Топ 5 читаемых