Медицина подсчитывает потери. Томск вновь в центре скандала, на этот раз федерального. Вместо долгожданного переезда в новое здание высокотехнологичный ЛОР-центр, куда ехали пациенты со всего региона, решено ликвидировать. Региональные власти уже получили соответствующий приказ Федерального медико-биологического агентства.
Решение сверху
Внезапное решение о ликвидации федерального научно-клинического центра оториноларингологии стало сюрпризом как для томичей, так и для коллектива учреждения. Пока ни о чем не подозревающие сотрудники центра переезжали из временного пристанища в горбольнице
№ 3 в отремонтированное здание бывшей больницы Скорой помощи, монтировали оборудование и вовсю вели запись пациентов, на федеральном уровне неожиданно решили, что здесь будет отделение медицинской реабилитации и спортивной медицины. А вот томского филиала федерального научно-клинического центра оториноларингологии не будет вообще. О причинах в приказе ни слова. И, зная о скором закрытии, врачи продолжают работать в привычном режиме, ведь операции расписаны до августа. А другой ближайший центр оториноларингологии находится в Москве и Санкт-Петербурге.
– Мы оперировали всех, кто проживает за Уралом. Хакасия, Алтай, Новосибирская, Кемеровская область, Бурятия, Тыва, Дальний Восток – все едут к нам, – рассказывает профессор, директор Томского филиала НКЦО – ФМБА России, главный отоларинголог Томской области Александр Староха. – Мы и создавались в 2006 году специально для приближения высококвалифицированной и высокотехнологичной специализированной помощи населению Сибири и Дальнего Востока. Ну, хорошо, сейчас мы сдали здание, его теперь отбирают, но чтобы полностью ликвидировать такой коллектив! В клинике много кандидатов наук, они годами учились, и теперь они – безработные.
Между тем, как стало известно, для областных властей это не такая уж и новость.
– Это сугубо федеральное решение, – поясняет замгубернатора Томской области Чингис Акатаев. – Полгода назад ФМБА уже озвучивало два варианта: и ЛОР-клиника, и центр реабилитации. Мы сказали: решение ваше, мы примем любое. В рабочем проекте там будет медицинская и спортивная реабилитация – отделение от НИИ курортологии.
Обосновывается этот вариант тем, что потребность в медицинской реабилитации велика, особенно, например, после сердечно-сосудистых заболеваний. А в НИИ курортологии, который оказывает такую помощь, всего 45 коек, хотя по плановым расчетам на жителей области должно быть их минимум 120.
– По ЛОР-направлению у нас коек хватает, – заверяет Акатаев. – В системе ОМС пять лечебных учреждений, которые оказывают такую же специализированную помощь. Специалисты из ЛОР-клиники и оборудование, которое там было, останутся в Томске.
С ЛОР-направлением в Томской области все по-прежнему будет хорошо, – заверяет Чингис Акатаев.
Но население не столь оптимистично. Во-первых, потому что даже не во всех поликлиниках есть лор-специалисты. Во-вторых, это слишком смелое заявление, что у нас в пяти медицинских учреждениях оказывается помощь аналогичная той, что оказывается в Центре. И самое главное – новая ЛОР-клиника – это ведь не просто дополнительные койки, а целое перспективное направление, в котором нуждаются пациенты. А сколько денег вбухано в капитальный ремонт здания на Красноармейской! Впрочем, здание-то остается, а вот почему власти пустили эту ситуацию на самотек – трудно объяснить. Теперь все равно придется решать вопрос с размещением и трудоустройством специалистов.
Экономия на здоровье?
Впрочем, ЛОР-центр не единственное учреждение, на котором решили сэкономить. Туго придется всем клиникам НИИ, которые раньше получали финансирование из федерального бюджета. Нынче же федерация вообще не предусмотрела средств для их финансирования.
Предполагается, что оно будет осуществляться за счет областного фонда ОМС. Между тем в Томской области работают восемь федеральных лечебно-профилактических центров, в которых заняты более трех тысяч человек, и тысячи томичей получают там медицинскую помощь. Хватит ли этих средств медучреждениям, чтобы выжить, – большой вопрос.
Ранее на федеральном уровне заявляли, что финансирование этой отрасли должно вестись за счет федерации и нормированного федерального запаса Фонда ОМС.
– Региональная власть, конечно, находит средства для поддержания этих учреждений. В 2013 году мы потратили из территориального фонда ОМС 480 миллионов рублей, сегодня эта сумма подходит к 2,5 миллиардам. Это происходит за счет средств медицинских лечебно-профилактических учреждений областной формы собственности. Бюджеты этих учреждений порезаны, – объяснила депутат Татьяна Соломатина, выступая в ходе общего собрания областной законодательной думы.
В связи с этим она предложила направить от областной думы обращение в правительство России с просьбой обеспечить финансирование федеральных медучреждений на средства нормированного запаса федерального Фонда ОМС.
Хотя процесс шел давно. С 2014 года федеральные медицинские организации начали поэтапно входить в систему ОМС. Их финансирование за 2014–2016 годы государство сократило на 85 %. В ряде федеральных медучреждений в Томске сразу же заявили о сокращении персонала и койкомест для пациентов в связи с недостатком средств. Власти обещали решить данный вопрос. Но отклика пока не получено. А вот потери в медицине уже есть и вполне ощутимые.
Правда, отчасти выход из положении найден – за счет объединения Томских НИИ и создания единого Национального следовательского медицинского центра. Но вряд ли на этом удастся много сэкономить.