Апатия и нигилизм – это спасение или разрушение? На днях аспирантка ТГУ Ангелина Гукова отметила одну из своих первых научных побед. Ее исследование о цинизме, продолжающееся почти семь лет, было отмечено медалью Российской академии наук. Какие открытия сделала молодой ученый?
Явление культуры
- Ангелина, пройти мимо темы вашего исследования сложно, как вы впервые обратились к ней?
-Я заинтересовалась ею, занимаясь еще на первых курсах темой скептицизма. Погружаясь все глубже, я обнаружила, что тема цинизма довольно актуальна и гораздо шире, чем виделось первоначально.
Большинство исследователей касаются лишь этической стороны этого явления. А я изучаю цинизм как явление культурное, порожденное ею и возникающее повсюду. Цинизм, словно кровеносная система, пропитывает все сферы человеческой деятельности – СМИ, политику, искусство. Недаром я применяю к нему определение диффузный, то есть распространяющийся повсюду. В настоящее время циническое отношение, мировоззрение – это своего рода тенденция. Люди все чаще оценивают все происходящее через призму цинизма.
- С чем это связано?
- Свой отпечаток наложила сама эпоха. Феномен кроется в событиях двадцатого столетия. Рубиконом стала Вторая мировая война, перечеркнувшая все идеалы начала века, веру в демократию, сменив всеобщее воодушевление на ужас и затяжную депрессию. Эти потрясения отразились на целом поколении, в котором поселилось устойчивое недоверие и циничное отношение ко всему происходящему. Именно после событий Второй мировой войны произошел тот резкий перелом, когда цинизм стал повсеместным.
Большую роль в этом процессе сыграли лидеры мнения того времени. Так, например, знаменитый писатель Умберто Эко, до 13 лет проживший под режимом Муссолини, не знавший других идеалов, после освобождения Италии увидел совсем другой мир, и какое-то время его творчество носило резко отрицательный характер по отношению к формированию идеалов. Его голос был голосом времени: статьи тиражировались, переводились. Целое поколение было воспитано на его взглядах, превратившихся в культурное достояние.
И сегодня встречается большое количество литературных произведений, художественных фильмов, транслирующих циничное отношение. Так, например, героя нашумевшего фильма «Аватар», бросившего-
ся защищать ценности другой культуры и другой планеты, отрекшись от ценностей своей культуры, тоже можно назвать циником.
Черное или белое
–Цинизм – это все-таки негативное явление или позитивное? Мы все время говорим о нем в отрицательном ключе, а ведь зачастую цинизм выступает в качестве защитного механизма, помогая справиться современному человеку со стрессами и трудностями, заметно облегчая жизнь.
– Это зависит от области применения. Например, в Греции цинизм возник в ответ на разрушающуюся систему демократии и был ответом на власть правивших тиранов. В данном случае цинизм стал оводом, кусающим ленивого вола, и привел к положительным изменениям.
Также я не отрицаю тот факт, что именно цинизм может стать той подушкой безопасности и механизмом самозащиты в условиях, когда все меняется вокруг. Это механизм адаптации в информационном обществе современного человека. Но более надежной подушкой безопасности, на мой взгляд, может выступить скепсис, не отрицающий, а предлагающий альтернативные варианты. Цинизм альтернативы предложить не может, зачастую превращаясь в чисто негативное явление. Это и апатия, и нигилизм. Но самое главное, в цинизме кроется причина кризиса индивидуальности, проблемы потери человеком собственного места в жизни. Цинично отвергая что-либо, мы обрекаем себя на кризис личности.
- Такие проблемы встречаются на каждом шагу. Можете как-то спрогнозировать, что будет с цинизмом дальше?
- Точно утверждать не могу, но думаю, эта тенденция в конечном итоге должна будет переломиться. Мы очень приближены к пиковой ситуации, развитие мировых событий только усугубляет создавшееся положение. Люди становятся все более апатичными, отстраненными. Но важно не допустить этого пика, заняться поиском компромиссов.
- Как Россия выглядит на мировом фоне?
- Эта тенденция в нашей стране выражена в меньшей степени. Если говорить конкретно о Томске как о городе читающем, образованном, позиционирующим себя Сибирскими Афинами, уровень цинизма за счет такого разнообразия возможностей не очень высок. Что касается пользы или вреда, то можно каждому посоветовать отслеживать это явление по своей внутренней шкале, стараться не использовать его слишком часто и много в повседневной жизни: 0,5 цинизма – полезно, 1 – уже вредно.