Роботы в наши дни уже давно не научная фантастика, но все же вещь по-прежнему удивительная. Тем не менее школьники Томской области уже с младших классов получили возможность учиться азам создания таких высокотехнологичных помощников. Это результат губернаторской программы, стартовавшей в области в 2012 году.
Внедрение технологий
В понедельник губернатор Сергей Жвачкин открыл сверхсовременный класс робототехники в Светленском лицее. Это первый в Томской области класс с учебными робототехническими комплектами Scratchduino. В класс закуплены новые компьютеры, оборудованы столы-«полигоны» для испытаний разрабатываемых роботов рядом с каждым рабочим местом и даже 3D-принтер.
– Лицей, который вообще-то специализируется на художественном творчестве, несколько лет назад одним из первых в Томской области начал работу по образовательной робототехнике. В итоге педагоги добились хороших успехов и во внедрении технологий, и в результатах учебы: половина выпускников поступают в технические вузы. Это место, где даже лирикам дана возможность стать физиками, – сказал, открыв класс, губернатор Сергей Жвачкин.
В этом учебном заведении труд роботов используют не первый год. Электронные помощники развозят почту, собирают мусор и даже отслеживают прогульщиков.
– Я сам собрал эту модель и обучил ее ездить по черной линии, – рассказал губернатору Сергею Жвачкину пятиклассник Кирилл. – Можно запрограммировать робота на различные задания. Если робот выйдет из-под контроля, то мы сможем через Bluetooth остановить его или поставить ему новую задачу.
– Это первый в Томской области класс, работающий на таких наборах. Мы буквально неделю назад получили десять комплектов Scratchduino, которые включают программное обеспечение, комплекс для Bluetooth-связи с роботами, пульт дистанционного управления, сам конструктор: детали, платы, фотоэлементы для сканирования окружающей среды, элементы связи и питания. Сейчас мы уже вовсю работаем на них, – говорит заместитель директора по научной работе, заведующий лабораторией робототехники Владислав Сайбединов. – Почти 70% учеников лицея изучают робототехнику на внеклассных занятиях. А в программе этот предмет стоит начиная с первого класса.
Полный охват
Преподают робототехнику и в других школах региона. Не охваченные специализированными классами остаются только Александровский район и город Кедровый. Но губернатор выразил уверенность, что в ближайшее время на самом севере Томской области тоже организуют преподавание по этому предмету.
– Наибольших успехов в образовательных программах по робототехнике сегодня добились в Томске, Северске, Стрежевом, Томском, Асиновском, Верхнекетском, Кривошеинском, Колпашевском и Каргасокском районе, – отметил губернатор Сергей Жвачкин. – Всего же в области сегодня робототехникой занимаются более восьми тысяч ребятишек. И это здорово! Нужно сказать, что среди них есть и дошкольники. Есть и те ребята, которые успешно выступили на всероссийских и даже международных соревнованиях.
Работа на результат
Однако Сергей Жвачкин подчеркнул, что на успехах успокаиваться рано. Губернатор ждет от областных и муниципальных чиновников усиления взаимодействия с томскими университетами, а также должного финансирования программы.
– Департаменту образования надо предусмотреть средства на открытие современных робототехнических комплексов в базовых школах каждого муниципалитета. Хочу обратить особое внимание руководителей органов местного самоуправления: я буду с вас всех обязательно спрашивать. В районных и городских бюджетах мы также должны заложить средства на софинансирование этой программы.
Глава региона подчеркнул, что в Томской области есть все ресурсы для развития робототехники. Для этого необходимо четко выстроить сквозную цепочку взаимодействия дошкольных и школьных образовательных учреждений, вузов, предприятий, работающих в этой сфере. Также Сергей Анатольевич высказал мнение, что пришло время создавать технопарк, где будут собраны все наработки в области образовательной робототехники. Подобный центр может появиться в регионе уже к 2017 году. Его концепция впоследствии может стать прототипом для создания подобных центров по всей России.
– Концепция технопарка будет разработана на одном из ближайших заседаний совета по развитию образовательного пространства. Основные вопросы, которые будут обсуждены, – финансовые и организационные, – заверил начальник департамента общего образования Томской области Александр Щипков.
Есть определенные трудности, которые необходимо решить для дальнейшего развития образовательной робототехники. В частности в регионе требуется разработка методических материалов и собственных робототехнических платформ, обучение педагогов. Впрочем, большинство этих проблем возможно решить силами томских вузов.