Запрос на активность

Какие ценности в приоритете у молодых?

Принято считать, что современная молодежь  замыкается на своей личной жизни, что ее  гражданские ценности выражены слабо. Часто можно слышать, что нынешние молодые работать не хотят, им только подавай деньги. И вообще их мало что интересует. 


Но вот томские ученые провели исследование, и выяснилось, что это не так. Так что же в приоритете у молодых? Об этом мы говорим с  Виталием Кашпуром, заведующим кафедрой социологии философского факультета Томского государственного университета.

Найти своё место

– Виталий Викторович, вы отслеживаете происходящие процессы в развитии – ваши исследования  ведутся уже четыре года. Какие тенденции вы отмечаете? 
– Сразу опровергну мнение о социальной пассивности молодежи вообще. О том, что она сегодня якобы замыкается на своей личной жизни, что у нее недостаточно гражданственности и патриотизма. На деле, например, около половины молодых томичей, жителей области регулярно участвуют в выборах, интересуются политической ситуацией в стране и мире, следят за интернет- и теленовостями в мире, стране, регионе. Они достаточно взвешенно воспринимают ту или ситуацию в регионе, стране и, что важно, самокритично считают «плохой» степень своего участия в общественно-политической жизни, хотят в ней найти свое место, стать более активными. Однако часто не видят  реальных  механизмов совмещения собственной активности с  интересами города, области, страны. 

Заветная «пятёрка»

Для опроса методом анкетирования мы выбрали категорию молодежи от 14 до 30 лет. Прежде всего, мы предложили нашим респондентам выбрать из большого списка пять наиболее значимых для них лично жизненных ценностей. На первом месте оказались семья – 87% и здоровье – 68%. Затем  дружба – 62%, материальное благополучие – 59% и карьера – 46%.
Во второй группе оказались такие ценности как безопасность – 30%, справедливость – 26%, творческая самореализация – 25%, права человека – 23% и духовность – 17%. Меньше 15% «голосов» получили  патриотизм (хотя заметно, что молодые люди перестали стесняться этого слова) и  законность, но и они «подросли» по сравнению с исследованиями предыдущих лет. Судя по нашим беседам, на этот рост повлияли события в Крыму и на Украине.  

Прибавилось патриотов

– Играет ли какую-то роль в определении  ценностей  возраст, социальное положение?   
– Зависимость есть. Например, патриотические ценности в большей степени популярны среди мужчин,  что  может объясняться спецификой статуса и роли мужчины в обществе. Но патриотизм как ценность также оказался более значимым в возрастной группе 14-17 лет (18%), что может свидетельствовать об усилении патриотического воспитания в средней школе. Выяснилось, что такие ценности как безопасность и права человека популярны в старшей молодежной группе, а молодые женщины по сравнению с мужчинами больший приоритет неожиданно отдали успешной карьере, творческой самореализации. Очевидно, это сигнал молодежи о ее гендерной дискриминации на рынке труда.
Выбор ценностей в разрезе «город-село» также дал неожиданный результат. Так, большая доступность медицины и более широкий выбор вакансий на рынке труда делают для молодых томичей меньшую значимость карьеры, а меньшая плотность социальных связей в городских условиях жизни, напротив, ведет к большей ценности дружбы. 
Также в зависимости от места проживания  различны приоритеты некоторых общих ценностей. Томичам, по сравнению с жителями ЗАТО Северск и других муниципальных образований Томской области, свойственно большее предпочтение творческой самореализации и дружбы, но меньшее – ценности здоровья и успешной карьеры. Видимо, потому что последние им более доступны. 

Заниматься полезным делом

– Что показало ваше исследование о гражданской позиции молодых томичей?
– Более восьмидесяти процентов молодежи говорит о  наличии такой позиции. Заметно, что эта динамика роста совпадает с ростом интенсивности общественно-политической жизни в стране. Текущие события увеличивают долю молодых, твердо определившихся на этот счет во всех возрастных группах. Причем на селе традиционно больше  твердо определившихся с гражданской позицией. В целом в представлении томской молодежи  гражданская активность означает занятие «полезным для страны и общества делом» (59%) и «активно участвовать в общественной жизни» (49%). 
Следующая по популярности группа возможных проявлений гражданской позиции – «защищать свою страну» (33%), «принимать участие в голосовании на выборах» (35%) и «помогать людям» (39%). А вот членство в политической партии гражданской позицией считают только 11%. Для студентов и молодых специалистов на первом месте в списке предпочтений среди форм гражданской активности находится: «заниматься полезным для страны и общества делом».
В этой связи интересны данные и о социальной активности различных категорий молодежи. Наиболее активна в этом плане возрастная группа от 14 до 17 и от 18 до 23 лет. Понятно, что это в большинстве студенты и школьники. Прямо заинтересованы в их активности педагоги, ведь для них участие  воспитанников в различных мероприятиях и конкурсах стало одним из критериев оценки качества работы и распределения стимулирующих выплат. 
Другой заметный фактор – региональные программы, направленные на стимулирование социальной активности молодежи («Школа активного действия», «Томский коллайдер» и т.д.). После 23 лет социальная активность снижается, поскольку молодежь, как правило, заканчивает обучение и погружается в повседневные трудовые и бытовые заботы. 

Женщины в авангарде

– То есть политика их не привлекает? 
– Не совсем так. За последние три года снизилась доля молодежи, критически настроенной по отношению к выборам, а также увеличился процент молодых, относящихся к выборам как к возможности выразить свое мнение или что-либо изменить. Но это возраст от 24 до 30 лет. Те, кто младше, пока не проявляют заметную электоральную активность. Можно сказать, что у половины томской студенческой молодежи не сформирована четкая политическая позиция.
В то, что благодаря выборам можно добиться перемен, верят только 13% опрошенных. Степень членства в общественных организациях можно обозначить как среднюю. Всего 56% указали на факт членства в какой-либо организации. Наибольшее число – членов профсоюза. Среди других вариантов – членство в  волонтерских организациях, детских и молодежных объединениях и движениях, инициативных группах, спортивных, военно-патриотических клубах. Меньше всего членов политических и религиозных организаций. 
В то же время наша молодежь охотно участвует в  мероприятиях гражданско-патриотической направленности. На факт такого участия указали  82% опрошенных, причем наибольшей популярностью пользуются праздники типа  День города или села,  турниры в честь Дня Победы, спортивные соревнования национальных диаспор, которых в Томске около двадцати.  Но на митинги, пикеты и демонстрации ходят 19% наших респондентов, что говорит о политической индифферентности значительной доли молодежи. При этом женщины гораздо более активны во всех типах мероприятий, за исключением спортивных. Особенно активнее молодых людей они в волонтерских акциях, воскресниках.

Соломон Выгон

Топ 5 читаемых