На фоне общего экономического кризиса с тревогой вглядываются в будущее и томичи. Как выживать будем? Не рухнет ли местная экономика? Сохранит ли власть социальные гарантии?
Власть держится оптимистично и по примеру федерального правительства заверяет, что пока ничего трагичного не происходит. Более того, недавно большая делегация области побывала на Гайдаровском форуме, где не просто принимала участие в обсуждении общеэкономических проблем, а представляла свой глобальный проект ТОР – Территорию опережающего развития Северска. Это шанс, что область может рассчитывать на федеральную поддержку.
Первый квартал покажет
Однако на других надейся, а сам не плошай. Насколько сама область способна справиться с возникшими трудностями?
– Могу заверить, что спад объемов производства, конечно, ожидается, но в пределах 7,7%, – успокаивает спикер области Оксана Козловская. – При этом даже отрицательная динамика выглядит неплохо по сравнению с другими регионами. Кроме того, есть тенденция к сокращению дефицита бюджета.
Между тем общая финансово-экономическая ситуация не столь оптимистична. Растет внешний и внутренний долг региона. Процент внешних заимствований по отношению к общей величине областного бюджета составил уже 57%. Только по обслуживанию процентов по основному долгу Томская область выплатила банкам около 1 млрд рублей.
Неизбежно может возникнуть и другая проблема. То, что область сырьевая и в последнее время с добычей нефти не все ладно, уже давно не секрет. Именно поэтому власти сделали ставку на развитие других отраслей, лесопереработки в частности. И здесь большие планы связаны с китайскими инвестициями. Пока проект развивается весьма успешно. Но что будет дальше в связи с обвалом в китайской экономике? Ясно также, что вряд ли удастся выполнить плановые показатели по сбору налогов.
– Тем не менее, – считает Козловская, – торопиться не стоит. Надо дождаться, что будет происходить в первом квартале, какие будут доходы, и тогда уже дополнительно рассматривать этот вопрос.
Надейся на себя
Но если власть отвела себе время подумать и проанализировать, то у людей такой возможности нет. Как выживать им? И областные, и городские власти в один голос заверяют, что все социальные обязательства будут выполнены. Бюджеты почти на 90% – социальные. Однако если в прошлом году, судя по опросам, томичи не особо ощущали наступление кризиса, то сейчас тревоги все больше. По поводу съеденной инфляцией средней зарплаты мы уже писали – с 33 тысяч рублей она скукожилась до 29 тысяч. Но многие рады и этому. Сейчас нарастает другое опасение – потеря работы. По некоторым данным, например, строительная отрасль в связи со стагнацией спроса может потерять до полутора тысяч человек. Не выдерживает конкуренции мелкий бизнес. Офисы запестрели объявлениями о сдаче площадей.
Но хуже всего с заработной платой. Если у бюджетников и будут потери – могут сократить премии, доплаты, то хотя бы сохраняется стабильность. А вот во внебюджетном секторе ситуация куда хуже – там и задержки по зарплате, и неясность, будет ли она вообще. Это смутное время удобно для не-
добросовестных работодателей, которые «под шумок» не прочь «кинуть» свои коллективы.
Что в итоге? То, чего опасались, случилось. Мы вступаем в пору выживания. Опыт прошлого показывает, что больше придется надеяться на себя. Ну а тем, у кого такого опыта нет, придется учиться жить в условиях, как сейчас определили экономисты и финансисты, «сберегательной модели поведения».
Анна КРЫЛОВА