Непригодно для жизни

Сколько ещё ждать людям переселения из аварийных домов?

Дом по адресу Колхозная, 14, ужасает прохожих одним своим видом. Обшарпанные стены, повсюду трещины, окна разбиты. 


Внутри – состояние еще плачевней. Деревянные полы давно сгнили, стены покрыты слоем плесени от постоянной сырости, кровля и перекрытия во многих местах тоже не выдержали натиска времени. А ко всему прочему рядом с домом расположена колонка с холодной водой, которая стекает прямо к фундаменту, дополнительно разрушая его.  Но, несмотря на такое состояние дома, в нем продолжают жить люди. Более того, жильцы этого многоквартирника никак не могут добиться, чтобы здание признали аварийным.

Добиться признания

– Жители дома считают невозможными условия для проживания, и по результатам первичного визуального осмотра я соглашусь с их мнением, – говорит член регионального штаба ОНФ Родион Газизов.  – Однако муниципалитет не признает его аварийным, и люди продолжают жить в полуразрушенном здании. Управляющая компания также не берет на себя заботу о доме.
Впрочем, к сожалению, в Томске это далеко не единственный случай. Проблема аварийного жилья – больное место старинного города, где разваливающиеся бараки соседствуют с новенькими новостройками. Даже с теми домами, которые уже внесены в очередь на расселение и капремонт, дело идет не быстро. 
Некоторые адреса разрушаются раньше, чем для жильцов найдут новые квартиры. Так произошло с двухэтажкой на улице Нахимова в июле этого года, когда сгнившее от времени перекрытие рухнуло. По счастливой случайности, в комнате в тот момент никого не оказалось. Спустя несколько часов после инцидента на место выехали сотрудники МЧС и районной администрации, мэрии и спешно начали выводить жильцов дома. Только тогда им подыскали места в маневренном фонде города. Хотя, о том, что дом уже непригоден для жилья, было известно не первый год.
– В течение 5 лет мы обращались во все инстанции. К заявлениям прикрепляли фото провисших перекрытий, акты обследования инженеров из УК. В районной администрации нам каждый раз отвечали: «Ждите, дом признан аварийным, но денег на расселение нет», – рассказывает жительница квартиры, в которой произошло обрушение, – Светлана Бурлакова.
Похоже, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, необходимо довести ситуацию до настоящих разрушений. 

Работать по указу

Проблема аварийного жилья нарастала с годами. А вот решать ее начали только недавно. Подвижки в жилищном вопросе начались после президентских указов разобраться с аварийными домами, признанными таковыми до 2012 года. По подсчетам областных властей, до  1 сентября 2017 года необходимо  ликвидировать 60 тысяч квадратных метров аварийного жилья, построить 1420 квартир и переселить четыре тысячи человек.
– В ближайшее время регион направит заявку на софинансирование программы в 2016–2017 годах за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, чтобы районы могли своевременно разместить муниципальные заказы на строительство жилья для переселения граждан, – говорит вице-губернатор по строительству и инфраструктуре Игорь Шатурный. – Хотя в области мы уже смогли расселить более 91 тысячи квадратных метров аварийного жилья, в котором проживало 6,5 тысячи человек. Для этого из фонда содействия реформированию ЖКХ привлекли 1,8 миллиарда рублей, в целом же за пять лет программа потребовала 3,5 миллиарда рублей.
Однако, чтобы кардинально решить проблему ликвидации аварийного жилья, федеральный центр должен наращивать объемы поддержки. А пока, напротив, финансирование из фонда ЖКХ идет на спад. Между тем ежегодно в список на расселение попадают десятки новых адресов. 
Только в течение 2014 года межведомственная комиссия по городу Томску признала аварийными еще 124 многоквартирных дома, которые подлежат сносу. Там живут 2 712 человека. Соответственно, нарастает и количество людей, которых надо расселять. На сегодняшний день их насчитывается порядка шести тысяч. И это жители только тех домов, которые официально признаны аварийными. А сколько тех, кто и вовсе никак не может добиться признания аварийным своего полуразрушенного жилья?
Более того, программа по расселению аварийного жилья принята до 2017 года, а под переселение попадают только те, кто попал  в список домов, сформированный до 2012 года. А сколько еще добавится «деревяшек» за пять лет? Кроме того, на фоне снижающегося финансирования из федерального  фонда  встает еще одна проблема: а куда переселяют «аварийщиков»? Далеко не редкость, когда «новое» жилье ничуть не лучше старого.  
Достаточно вспомнить некачественно построенный «энергоэффективный» дом для переселенцев в Моряковском Затоне, где  новоселы уже через месяц начали жаловаться на повышенную влажность и неработающую вентиляцию в квартирах, протечку воды с чердака , трещины в фундаменте… А для переселения жителей из ветхого и аварийного жилья в городе Асино решили и вовсе не строить новые дома, а подремонтировать старое, заброшенное муниципальное общежитие, которое не эксплуатировалось и не отапливалось более 30 лет. Последствия халтурной реставрации начали давать о себе знать чуть ли не в первые дни после новоселья. Сейчас по материалам проверок Следственный комитет возбудил уголовное дело. 
Погоня за дешевизной в поисках подрядчика приводит к обратным результатам. И если в областном центре нанимаются компании в основном проверенные, то в районах нередко – фирмы-однодневки. А в итоге забота о переселенцах  из аварийного жилья превращается в фикцию. Деньги потрачены, людей переселили, а никакого улучшения нет. Но галочка поставлена…

Топ 5 читаемых