11 ноября по всей стране прошли акции протеста российских дальнобойщиков. Уже тогда стало ясно, что эти выступления не будут последними. Хотя власти и пошли на определенные уступки. 25 ноября состоялась очередная акция протеста, которую, так же как и первую, поддержали томские дальнобойщики.
Ротенберг рулит?
Напомним, в прошлый раз томские дальнобойщики ограничились демонстративной медленной ездой колонной в окрестностях города, что стало причиной больших пробок. Тогда в мероприятии приняло участие 36 большегрузов. А 25 ноября водители большегрузов провели многочисленный пикет, собравшись на Нефтехимовской трассе. В акции приняло участие около 150 человек. Подготовились основательнее. Даже лозунг повесили: «Платные дороги - голодная Россия». Кто только из собравшихся не поминал недобрым словом пресловутую электронную систему платежей «Платон».
«Под действие новой системы штрафов подпадает порядка 2 миллионов фур и большегрузов по всей России, - поделился своим мнением один из организаторов пикета депутат областной Думы Сергей Брянский. - В каждой по два водителя, у каждого семьи. Пострадают порядка 5 миллионов человек. Это же целая армия. И они по всей России! Очевидно, что «Платон» может стать катализатором мощнейшего социального взрыва».
Но, как оказалось, дело не только в электронной системе платежей. Томичи протестовали еще и против того, что их кровно заработанные деньги могут пойти неизвестно куда. Ведь для взимания оплаты за проезд создана частная компания, к которой причастна семья известного миллиардера Ротенберга. Не зря к нововведению прочно прилепилось меткое словосочетание «Оброк Ротенберга».
Не многовато ли?
«Мы против сбора, который сделан по непрозрачной схеме. Этот сбор собирает частная компания, которая не заключает договоры и не выдает документы для бухотчетности», - рассказал владелец нескольких большегрузов Владимир Иванчев. Также Владимир посетовал на то, что содержать машины в современных условиях становится весьма проблематично. Два «налога» дальнобойщики уже заплатили. Это транспортный налог в размер примерно 50 тысяч рублей и акциз на топливо в размере 7 рублей с каждого литра дизтоплива. А теперь к этому прибавится еще один «налог». В итоге дальнобойщики подсчитали, что каждый владелец фуры должен заплатить более 500 тысяч рублей в год. «Не многовато ли»? - задает вопрос перевозчик.
Есть и еще один нюанс, связанный с нашим головотяпством. Как выясняется, тот самый «Платон» работать толком не хочет. Мало того, что получить устройство для оплаты не так-то просто. Очереди растягиваются на недели. Так и с зачислением денег на счет - проблема. По идее, оно должно быть моментальным. А на деле… «Поматерился, решил платить, - делится наболевшим перевозчик Сергей Чараев. – Заплатил в пятницу, до сих пор денег на счету нет. Хотя сегодня уже среда».
Итог? Возможно, вводя систему «Платон», правительство исходило из лучших побуждений. Ведь в условиях экономического кризиса денег на ремонт дорог катастрофически не хватает. А фуры изнашивают полотно значительно. Про это почему-то в пылу баталий подзабыли. К тому же во всех странах, кроме нашей, дальнобойщики за проезд платят. И давно. Но получилось как всегда. А пока противостояние продолжается. Дальнобойщики говорят, что готовы выходить бастовать каждую неделю.