В редакцию обратилась инициативная группа вынужденных переселенцев из Украины. Накопились проблемы, и их надо обсудить.
Зачем тогда привезли?
Маленький спортивный зал одного из городских клубов заполнен. Кто прямиком с работы, кто под ручку с детьми, переселенцы целыми семьями откликнулись на приглашение своего самопровозглашенного куратора Аллы Поповой. Куратор – это та женщина, которая прибыла в Томск в числе первых с мужем и четырьмя детьми и своими советами, опытом, стала помогать землякам, приехавшим позже. В последнее время ее телефон стал разрываться от обеспокоенных звонков переселенцев, было решено организовать собрание.
– Вспомнить, как мы сюда попали, волосы дыбом встают. Два месяца бомбежки, бой на границе накануне отъезда, хотелось уехать куда подальше, такая паника была, – вспоминает, как попала в область, сама куратор. – Томичи приняли нас хорошо, не раз губернатора благодарили: привезли, приняли, обогрели, дали статус временного убежища на территории РФ, а дальше что? А дальше начались проблемы с гражданством. Обращаемся за помощью в ФМС: пропишите нас хоть в сарае каком-нибудь, регистрация нужна – не могут. Сейчас мы с семьей снимаем квартиру, каждый месяц платим аренду, так лучше бы я за ипотеку платила, а без гражданства оформить ее не могу.
– В других городах эта проблема решается, – вступает в разговор еще один участник Сергей. – Есть государственная программа переселения соотечественников. В соседнем Новосибирске она действует, многие такие же переселенцы, приехавшие еще позже нас, уже получили гражданство, бесплатно, в ускоренном порядке. А в Томске почему-то этой программы нет. Власти нам ничего конкретного не говорят, а возвращаться нам некуда.
В зале плачет ребенок, мама пытается успокоить малыша:
– Я пыталась устроиться на работу в одну из томских табачных сетей, – рассказывает свою историю женщина лет пятидесяти. – Заполнила все документы, все хорошо. Как увидели, что я украинка, вместо российского паспорта голубенький наш документ о временном убежище – не взяли, хотя в таких же киосках и постарше россиянки работают.
– Так у нас вся последняя надежда на эту программу, – подытоживает Алла. – Была у меня идея – организовать малый бизнес, трудоустроить своих. Знаете, какие вакансии им предлагали в службе занятости? Картошку копать за три рубля ведро – это же смешно! Но без гражданства субсидии на организацию бизнеса не выдадут. Эта программа – наше спасение.
Свободно трудиться?
В отчетах службы занятости количество трудоустроенных переваливало за пять сотен человек.
– Почти все прибывшие сразу после приезда получили статус временного убежища, – объясняет Светлана Грузных, начальник областного департамента труда и занятости. – Этот статус позволяет наравне с остальными российскими гражданами трудоустроиться к любому работодателю, никаких ограничений, кроме отдельных требований к рабочему месту, квалификации работника, нет. По закону заставить работодателя взять на работу того или иного гражданина мы не можем, он может обратиться с заявлением в государственную инспекцию труда, если его не приняли на работу из-за того, что он из Украины.
Сейчас служба занятости предлагает около десяти тысяч вакансий, правда, 70 процентов требуемых специалистов – рабочие в строительной сфере с зарплатой от 12 тысяч рублей в месяц, понятно, откуда растут ноги у «картошки».
– Сейчас многие из переселенцев пополнили ряды томских специалистов в сфере торговли, строительства, – продолжает Светлана Грузных. – Но надо понимать: переселенцы из Украины по закону не выделяются в какую-то особенную категорию. Законы, которые действуют на территории РФ, одинаковы для всех.
И все-таки, насколько обоснованны надежды переселенцев на госпрограмму переселения соотечественников? Есть ли другие пути скорого получения гражданства?
одинаковые права
– На сегодняшний день на территории Томской области 1260 граждан Украины имеют статус временного убежища. Это первый этап легализации переселенцев, который обеспечил им в экстренном порядке право получить работу, медицинскую помощь, законно пребывать на территории нашей страны, – поясняет начальник УФМС России по Томской области Александр Романов. – В дальнейшем им придется определиться: либо остаться на постоянное место жительства, и тогда следующий этап – получение разрешения на временное пребывание (РВП), вида на жительство и гражданства РФ. Либо продлить срок предоставленного временного убежища еще на один год. Кстати, таких в области более 500 человек. Какие дополнительные возможности упрощенного получения гражданства дает государственная программа переселения соотечественников? В нее могут войти иностранные граждане, как имеющие вид на жительство, так и имеющие разрешение на временное проживание. Последние, попадая под программу, могут миновать стадию получения вида на жительство.
Тогда почему этой программы нет в Томске, хотя она реализуется в 55 регионах страны? Как выясняется, чтобы попасть в эту программу, нужны особые условия. Ее цель – не только создать условия для добровольного переселения соотечественников, а главное – способствовать социально-экономическому развитию территорий, привлекая дополнительную рабочую силу. А с этим у нас вроде бы все в порядке.
– Несколько лет Томская область получала отсрочку от этой программы, так как не было потребности в привлечении дополнительных трудовых ресурсов из-за рубежа, – уточняет Светлана Грузных. – Научно-образовательный комплекс обеспечивал необходимые кадры. По этой причине в 2015 году области было отказано. Сейчас программа находится на согласовании в соответствующих министерствах и ведомствах. Реализация программы планируется в 2016 году.
Выходит, проблема будет решена? Не стоит радоваться раньше времени. Предположительное количество участников и членов их семей – 300 человек ежегодно. Что касается переселенцев из Украины, то они будут иметь одинаковые права с лицами других национальностей. Выделение в специальную категорию данных граждан закон не предусматривает.
Что имеем в итоге?
Экстренные меры по принятию переселенцев давно себя исчерпали, остались лишь общие правила, одинаковые для всех. Давно нет пунктов временного размещения и бесплатного питания, остались лишь прописанные законом правила, где, увы, категория переселенцев не прописана.
Смириться с этим прибывшим к нам с Украины людям непросто. Они ведь не только искали работу, а бежали от войны. Как заметил Александр Романов, «у каждого гражданина есть свой путь легализации на территории Томской области». Еще труднее смириться с тем, что тернистый путь получения гражданства каждому придется пройти самому. Хотя с принятием программы в области чиновники могли бы поторопиться.