Сколько хозяев у леса

Разграбление кедрачей – следствие глубокого кризиса в лесной отрасли

Растет число обращений от сельских жителей о грабительском отношении к лесу и гибели припоселковых кедрачей.


В них идет незаконное строительство дач, вырубка здоровых плодоносящих кедров. Почему местные власти не могут навести порядок?  Об этом мы говорим с Сергеем Жабиным,  председателем общественной организации «Экологический центр «Стриж»,  членом координационного совета экологической безопасности при губернаторе.

Когда чиновники договорятся?

– Сергей Иванович, как случилось, что наиболее ценная и охраняемая в области порода дерева сейчас терпит бедствие, кое-где безжалостно вырубается?
– Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу поделиться с читателями сведениями, которые обнаружил в архиве о кедрачах. Например, кедрач деревни Петрово в начале прошлого века приносил «доход сельскому обществу в размере 3000 тысяч рублей» – огромные деньги по тем временам. Жители припоселковые кедровники берегли, защищали от браконьеров и пожаров.
Установлены были сроки сбора шишек. Именно сбора. То есть тех, что, достигнув спелости, сами упали с деревьев, а не были сбиты колотушкой. Сельчанам в страшном сне не могло присниться, что спустя сто лет шишки будут сбивать ударом здоровенного «прислона» или даже тараном тяжелого грузовика, а то и просто, забравшись на кедр, спиливать ветки, наиболее богатые плодами.   
…С начала шестидесятых годов прошлого века припоселковые кедрачи стали отдавать под промышленную заготовку кедрового ореха различным бригадам. Там шла заготовка самыми варварскими методами. В то же время начались застройки кедрачей под дачные поселки и индивидуальное строительство. Чтобы прекратить это, было принято решение о создании особо охраняемых территорий – «припоселковых кедрачей». Но при этом несколько «увлеклись» ограничениями, в частности был введен запрет на  санитарно-защитные мероприятия, что привело к новой беде. Поврежденные вредителями деревья, если их не убирать, стареют, сохнут и создают очаги пожаров.
Что делать сегодня с отжившими свое кедрачами на особо охраняемых территориях – власти не знают. Сообщения о поражениями деревьев различными вредителями идут из многих районов. Дело еще в том, что кедрачи расположены на землях разного назначения – у земель сельхозназначения один хозяин, у земли близ населенного пункта – другой, у земель Госфонда – третий. И есть еще земли «нераспределенных территорий». Чиновники не могут разобраться, что с ними всеми делать.
Департамент природных ресурсов не имеет средств на содержание припоселковых кедрачей и кедрачей на особо охраняемых территориях, на их лечение в случае поражения короедами. Но деньги есть у сравнительно недавно вновь созданного Департамента лесного хозяйства (упразднение его в прошлом было большой глупостью). Но использовать эти средства департамент может только на кедрачах, расположенных на землях лесного Госфонда. Заходить на другую территорию –  нарушение бюджетного законодательства. Сесть бы чиновникам трех департаментов, вместе с депутатами,  изменить законодательство, чтобы определить единого хозяина всех припоселковых кедрачей.

Лазейки в законе

– Правда ли, как нам сообщают жители некоторых деревень, что они, по сути, не имеют права войти в соседний кедрач, чтобы набрать валежника, спилить сухое дерево?  
– Правда. Прокуратура сразу дело заведет, потому что в законодательстве из-за земель разных назначений есть такие барьеры, что даже право на вырубку сухих, пораженных вредителями деревьев можно получить только по конкурсу. В то же время, когда особо охраняемые территории создавались,  не вся площадь припоселковых кедрачей была определена как особо охраняемая. Так появилась отличная лазейка для строительства дач, жилых домов. Жалобы об этом идут из красивейших кедрачей сел Ярское, Нагорного Иштана, Трубачево, Большое и Малое Протопопово Томского района, из Шегарского и Кожевниковского районов.        
– Администрации районов, поселений этого не видят?
– Видят, конечно, ведь стройки согласуются в администрации, и подписывает документы ее глава. У меня есть подозрение, что в свое время эту треть кедрача не определили в разряд особо охраняемых территорий специально, чтобы потом отдать под строительство. Местные власти закрывают глаза на вопиющие нарушения. В кедраче у бывшей деревни Медведково двум дачникам дали разрешение вырубить около десяти кубометров кустарника. На деле вырубленными оказались более ста шестидесятилетних кедров! А для кедра шестьдесят – это юношеский возраст.
Пример с Медведково не единственный. Житель села Новосельцево Парабельского района, являвшийся на тот момент районным депутатом, вырубил 187 плодоносящих кедров! Ущерб, по данным Департамента лесного хозяйства, составил более 700 тысяч руб-
лей. Но в ходе следствия было решено, что  депутат всего лишь не заплатил за лесобилет,  и с него потребовали доплатить дополнительно 8 тысяч рублей.             
Вообще, замечу, что прокуратура, суды в нашей области по-разному реагируют на незаконные вырубки леса, и конкретно кедров. К примеру, житель Зырянского или Кривошеинского района за нарубленную без разрешения телегу дров может получить 120 тысяч рублей штрафа и два года условно. А вот в кедраче у деревни Петрово Томского района оказались три гектара в частной собственности. И там собирались построить 7 коттеджей. В ходе  расследования выяснилось, что эти три гектара леса поставлены на кадастровый учет в другой деревне, которая расположена от кедрача почти на пять километров. Так «грамотно» проведен в районе кадастровый учет, чтобы никто не разобрался что к чему. Думаю, что это не случайная ошибка, и такая ситуация не единственная.
жители не молчат
– Выходит во многих кедрачах, расположенных вблизи сел, творится настоящий беспредел. Понятно, что в некоторых случаях есть прямой интерес местных чиновников. Но почему молчат жители?
– Не везде молчат. В селе Базой власти три года назад отдали часть кедрача под промышленную заготовку орехов жителям соседней области. Никому из местных в лес доступа не стало. В разгоревшемся конфликте дело доходило уже до угроз ружьями... Когда такая же ситуация сложилась в деревне Ярское Томского района, Областной совет общественных экологических организаций совместно с жителями деревни создали экологическую дружину, которая взяла под охрану кедрач.
Сегодня там более ли менее наведен порядок. Ведется борьба с «черными лесорубами», которые пиратствуют по ночам, вывозя лес на КамАЗах. Кстати, один из них обнаглел до того, что пытался раздавить «уазик» инспекторов лесоохраны. Создание дружин тормозится тем, что у них нет транспорта, денег, только энтузиазм, а те, кто нарушает закон, всегда на колесах и имеет связи во власти…
Есть случаи поджогов домов защитников кедрачей. Вообще нарушение законодательства в пригородных томских лесах и в частности в кедрачах – это следствие глубокого кризиса, охватившего лесную отрасль, когда был ликвидирован институт лесничих, а в нашей области вдобавок упразднили Департамент лесного хозяйства. Сейчас он восстановлен, но многое предстоит наверстывать.

Соломон Выгон

Топ 5 читаемых