Почему инвесторы не берутся за сохранение архитектурного наследия. Уникальное архитектурное наследие веками любовно создавали для томичей предки. сегодня сохранять его всё труднее. и общественность города тревожит дальнейшая судьба памятников деревянного зодчества.
Деревянные дома поджигают, сносят ради строительства кирпичных и железобетонных высоток. А недавно стало известно, что городские власти решили провести экспертизу 701 дома, подлежащих охране и восстановлению, и ограничиться этим списком. Сохранится ли неповторимое своеобразие Томска – об этом разговор с заведующей кафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия Томского государственного архитектурно-строительного университета Ларисой Романовой.
Гордость не только томская
– Лариса Степановна, как вам идея мэрии? Причина ведь вроде бы объективная. Сказано, что при нынешнем бюджете Томску и на эти дома не хватит тысячи лет. Томичи встревожены.
– Тревога понятна. Ведь именно деревянная архитектура, сохранившаяся в таком разнообразии и количестве, есть в России только в Томске. Причем в большинстве зданий до сих пор живут люди. Красота срубов и деревянного декора неизменно привлекает внимание гостей города, особенно иностранных. Это сокровище истинно русское, оно сформировало неповторимый облик Томска. Поэтому ему и присвоен статус Исторического поселения федерального значения.
Но в период с 1984 года по 2003 год в историческом центре Томска исчезло 1035 (!) деревянных домов. Их место заняли панельные и кирпичные многоэтажки. Если сегодня «отобран для экспертизы 701 дом», то нет никакой гарантии, что другие «останутся в живых» или половину из семисот не признают «лишними».
Повторю: своеобразие города определяют не отдельные памятники, а рядовая историческая застройка (среда). Оставить всего лишь 701 дом из более чем 1500 – не подвиг, а преступление перед нашими соотечественниками и мировой культурой.
Мы вообще могли потерять нашу деревянную архитектуру, превратившись в заштатный и безликий город, стремящийся к западным «образцам». Но, к счастью, в 2004 году «точку невозврата» удалось преодолеть. Тогда на приёме у губернатора, посвящённом 8 Марта, пригашенная в числе других известных томичек профессор ТГУ Элеонора Львова рассказала о критической ситуации с деревянной архитектурой Томска. Губернатор Виктор Кресс возглавил Общественный совет по спасению деревянной архитектуры, была определена специальная зона восстановления, отреставрированы здания на улице Кузнецова.
Томичи и гости города впервые увидели целую улицу ухоженных и похорошевших домов, перешагнувших столетний рубеж, ощутили настроение, которое они создают. К сожалению, большие планы привести в порядок знаковые для Томска исторические районы с деревянной застройкой в кризисные годы остались только на бумаге. Весь этот период был ознаменован пожарами деревянных домов. Так криминальный бизнес расчищал площадки от «деревяшек» для своих строек. И до сих пор случаются эти странные пожары…
Сохранение национальной культуры следует отнести к сфере Национальной безопасности. В ряде российских городов подлинные деревянные дома заменяют «новоделами», т.е. копиями, причём довольно плохими. В Томске, увы, тоже появились такие.
Рано списали!
– Но все же немало людей справедливо считают, что в таких домах тесно, неуютно, нет необходимых «удобств», называют их «развалюхами».
– Специалисты Западной Европы доказали, что дерево живет в постройках восемьсот (!) лет. Так что наши «развалюхи» еще совсем юные. Конечно, после революции и во время Отечественной войны произошли изменения в планировке деревянных домов. Ведь Томску выпала особая роль – принять и разместить эвакуированные заводы с семьями работников. Дома, отдельные квартиры превратились в коммуналки… Например, в небольшом доме на Бакунина, 26, проживало 16 семей! Только в середине семидесятых удалось переселить многих томичей из подвалов, начали понемногу расселять коммуналки.
Понятно, что и сегодня в старых деревянных домах жильцам тесно, и люди рады переселению в современные квартиры. Хотя есть люди, которые обустраивают своё деревянное жилище и не мыслят жизни в кирпиче и бетоне. Есть и желающие жить в деревянном доме, вложив в его благоустройство свои средства. Но сделать это не удаётся. Когда мне говорят, что на реставрацию освобождаемых исторически ценных деревянных зданий нет инвесторов, я не верю. Просто в этом направлении нужно серьёзно работать, заинтересовывать человека подлинным историческим зданием.
Если приобрести бывшие здания одной усадьбы (таких немало в городе), то можно в центре города устроить родовое гнездо, поселив здесь старшее, среднее и младшее поколения. Затраты будут адекватны квартирам в многоэтажных домах-муравейниках.
На территории усадьбы можно разместить зелёные зоны отдыха для членов семьи различных поколений, а в просторных и светлых комнатах дома всё, что душе угодно: гостиную, столовую, кухню, библиотеку. Владельца не нужно будет заставлять проводить текущие ремонты для сохранения дома. Ведь он это будет делать для себя.
Богатый человек, решая жилищную проблему своей семьи наилучшим образом, и является тем самым инвестором, которого ждёт наша власть. В Томске таких людей немало.
А тут и пожар…
– Думаете, будут желающие?
– Уверена. У одного из расселённых деревянных домов (ул. Пушкина, 24) был потенциальный инвестор, который хотел разместить в нём кафе. Мне эта идея понравилась, и в рамках дипломного проекта нашего студента мы предложили инвестору первый этаж отдать под детское кафе, а второй – под жильё для бизнесмена. Проектом он остался доволен. Только власти слишком долго думали. Пока решался вопрос о том, кто будет владельцем здания, дом подожгли.
Студенты нашей кафедры выполнили более ста курсовых и дипломных проектов по приспособлению исторических деревянных зданий с учётом современного уровня комфортности под жильё, малые гостиницы, музеи, бюро путешествий, клубы, магазины. Эти проекты неизменно получают высшие награды на международных, российских и региональных конкурсах. Мы могли бы предложить городу – нужен только встречный интерес власти – проекты по сохранению и современному использованию исторических районов Болото, Татарская слобода, о которых чиновники говорят не один десяток лет. Ведь там почти все дома деревянные. Есть вариант для музея томского купечества, заслуги которого в развитии Томска как культурного образовательного центра велики. В этом смысле у купцов есть чему поучиться современным богатым людям.