Химики Томского государственного университета (ТГУ) разработали конвертеры озона. Они прошли сертификацию и были поставлены на Иркутский авиационный завод ПАО «Яковлев», сообщает пресс-служба вуза.
Устройства предназначены для монтажа в системы обеспечения воздухом на гражданских самолетах.
Первый озоновый конвертер был создан Инжиниринговым химико-технологическим центром (ИХТЦ) ТГУ в 2019 году. Разработка предназначена для защиты пассажиров от негативного воздействия озона. Заказчик ПАО «Яковлев» планирует использовать конвертеры в производстве самолета SJ-100. Первые образцы были отправлены на испытания.
«С 2025 года производственная площадка ИХТЦ готова к выпуску конвертеров для новых самолетов России, а также для замены на уже эксплуатирующихся бортах», — говорится в сообщении.
Томская разработка получила подтверждение готовности к внедрению в российский авиапром. Конвертеры озона уже включены в конструкторскую документацию самолетов МС-21 и SuperJet New (SJ-100).
«ПАО «Яковлев» поставит 45 самолетов МС-21 авиакомпании Smartavia. Соответствующее соглашение было подписано осенью 2024 года на IX Восточном экономическом форуме», — отмечается в пресс-релизе.
Конвертеры являются обязательным элементом безопасности самолетов. На высоте 11 тысяч метров в воздухе содержится большая концентрация озона. Его попадение в салон недопустимо. На малых самолетах устанавливается два конвертера, а на больших - до шести.
Ранее такие конвертеры производились только в США, что делает разработку ТГУ важным шагом в импортозамещении.