Более месяца жители Томска живут в условиях масштабного сбоя мобильного интернета. Первые проблемы начались вечером 1 августа, и с тех пор стабильная связь для томичей стала роскошью, а не нормой.
Первый звоночек
Первые сбои связи начали навещать томичей 1 августа 2025 года. Впрочем, изначально компании-операторы отрицали наличие проблем: все вторили, что оборудование работает в штатном режиме.
Первыми, кто подтвердил наличие сбоев связи, стали сотрудники «Билайна», но проблему они не связывали с «работоспособностью сети», а объясняли её внешними причинами.
Количество жалоб сильно возросло к 4 августа. К этому моменту томичи уже начали открыто негодовать. Мобильная связь полностью исчезла, мессенджеры не работали, а сайты не открывались.
«Невозможно нормально зайти в банк, и даже проезд по карте оплатить не получается», — писали пользователи на сайте Downdetector.
Больше всего жалоб поступило от абонентов T2 и Yota. И только спустя 5 дней областные власти прокомментировали ситуацию.
«Уважаемые жители! В связи с проведением плановых работ возможны сбои в предоставлении услуг сотовой связи и мобильного доступа сети интернет. Просим отнестись с пониманием», — сообщили в департаменте транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области.
Однако и спустя неделю представители компаний-операторов продолжали отрицать свою вину в произошедших сбоях, а компенсировать абонентам дни без связи никто не собирался.
«В службе поддержки просто разводят руками — мол, это не наши проблемы», — поделилась с корреспондентом «АиФ-Томск» Анастасия.
На фоне сложившейся ситуации у бизнесменов рос спрос на проводной интернет. Например, предприниматель Александр поделился с журналистами, что спрос привёл к пределу возможности работы провайдеров.
30 дней спустя...
Проблема, затронувшая абонентов всех крупных операторов, серьёзно осложняет повседневную жизнь и в начале сентября. Томичи говорят, что ситуация мало изменилась в положительную сторону.
«Я курьер, и для меня интернет — это работа. Из-за этих перебоев постоянно не могу подтвердить заказ, отметить доставку, построить маршрут. Теряю в день по несколько часов и, соответственно, в заработке. Оператор говорит, что это не их вина, но от этого не легче», — делится проблемой Дмитрий, житель Кировского района.
Теперь пользователи жалуются и на то, что нет ответов на обращения по поводу невозможности пользоваться базовыми услугами в августе. Жалобы на операторов мобильной связи не принесли ясности. Абоненты сообщают об одинаковых отговорках.
«Я звонила в поддержку своего оператора, и мне сказали, что проводятся какие-то внешние работы, и они тоже страдают. Но никаких сроков не назвали. Просто посоветовали „подождать“. Жду уже целый месяц», — рассказывает студентка Анна.
Единственным официальным источником информации остается региональный Департамент транспорта и связи. Ведомство связывает ограничения с проведением плановых работ, направленных на повышение безопасности сетей связи. Конкретные детали и причины таких длительных перебоев не раскрываются.
Ключевой вопрос — сроки восстановления — также повис в воздухе. В департаменте сообщили, что «срок завершения работ зависит от оперативной обстановки».
Местные жители уже устали от неопределённости. Бизнесмены вообще боятся проиграть в этой «цифровой дыре».
«Создается ощущение, что мы живём в каком-то информационном вакууме. Ни нормально карту посмотреть, ни новости прочитать, ни даже сообщение в мессенджере отправить. Власти отмалчиваются, операторы перекладывают ответственность. Это очень раздражает и беспокоит», — выражает общее настроение предприниматель Михаил.
Таким образом, спустя месяц после начала сбоев томичи продолжают подстраивать свою жизнь под капризы связи, не зная, когда мобильный интернет в городе заработает в полном объёме.
«Если нужно срочно ответить, заскакиваю в кафе или магазин, где есть Wi-Fi. Раньше всё решалось в пару кликов, а теперь приходится бегать по городу в поисках сети», — сокрушается Николай.
Для многих отсутствие интернета стало настоящим возвратом в прошлое. Некоторые побежали в банки запасаться купюрами.
«Первый раз за десять лет взяла в руки наличку. Даже не помню, как правильно считать сдачу — всё давно через телефон оплачивала», — признаётся Мария.
Комментарий. Пока официальных комментариев о причинах сбоя так и нет, томичи продолжают адаптироваться к жизни в офлайне. Многие буквально добывают интернет, как могут.
Дмитрий Еланаков