Команда Томского областного краеведческого музея приняла участие в петербургском форуме.
Форум «Музей и город: новая повседневность» собрал в Санкт-Петербурге десятки специалистов из региональных музеев. Участники обсудили практики проведения фестивалей местной культуры, в том числе на музейных площадках. Мероприятие состоялось в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».
Трёхдневная программа в пространстве «Севкабель Порт» включала лекции, панельные дискуссии и практические сессии. В ней участвовали команды из ХМАО‑Югры, Ямала, Тюменской, Омской и Оренбургской областей и других регионов; с ними работали ведущие российские эксперты. В фокусе оказались вопросы организации уличных и городских фестивалей, их позиционирования и продвижения, а также взаимодействия с локальной идентичностью и культурным наследием.
Форум был организован в рамках проекта «Родные музеи» и стал логичным развитием онлайн‑курса «Музей и город», который в июле запустили «Родные города» и АНО «Лаборатория культурных практик».
Участие в конференции принял и Томский областной краеведческий музей. Томск давно сотрудничает с «Родными городами»: так в рамках проекта в этом году прошёл фестиваль «Резной Томск», посвященный деревянному зодчеству региона.

«На конференцию мы решили приехать, потому что ее программа затрагивает множество актуальных направлений музейной деятельности. Нам были интересны как спикеры и заявленные темы лекций, так и возможность завести новые знакомства», – говорит заведующая научно-методическим отделом Томского областного краеведческого музея Елена Силкина.
В качестве примера участия томичей в «Родных городах» она привела прошедшую два года назад выставку акварелей уникального художника Дмитрия Лаврова, бывшего хирурга районных больниц в селах Каргасок и Новый Васюган. Томский краеведческий музей оцифровал, распечатал и оформил для экспонирования более 120 работ. Выставка была передвижной – помимо Томска, ее также увидели жители Каргасокского, Парабельского и Колпашевского районов.
Елена Силкина упомянула еще один проект, реализованный при поддержке «Родных городов». Им стал электронный информационный киоск со сменными афишами, установленный перед зданием музея.
Директор программы социальных инвестиций «Родные города» Ярина Сугакова отметила, что цель программы – насытить культурную повестку малых городов яркими и интересными событиями: «Во многом это происходит благодаря местным музеям. Мы помогаем им изучать разнообразные форматы продвижения локальных культурных особенностей и находить новый язык общения с публикой. Созданные вместе с нами фестивали сегодня входят в число главных культурных событий регионов. Эти фестивали, а также обновленные музейные пространства развиваются и ежегодно расширяют аудиторию, в том числе за счет туристов».

По завершении конференции все слушатели получили свидетельства о повышении квалификации в области событийного маркетинга и работы с культурным наследием.
Краткая справка: «Родные музеи» — направление по развитию региональных музеев в системе проектов программы «Родные города». Проект нацелен на трансформацию музеев в точки досуга и драйверы творческих изменений в территориях. В нём участвуют 25 музеев из Омской, Оренбургской, Тюменской, Томской областей, ЯНАО, ХМАО‑Югры и других регионов; с 2022 года с музейными партнерами реализовано свыше 80 культурных инициатив.
«Родные города» – программа социальных инвестиций «Газпром нефти», которая развивает системы культурных, спортивных, образовательных, экологических и других проектов в ЯНАО, ХМАО-Югре, Омской, Тюменской, Томской, Оренбургской областях, Москве и Санкт-Петербурге.