Справиться с нетрезвыми водителями на дорогах и искоренить «пьяные» ДТП можно, - считает автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов.
Проблема пьяных за рулём год от года всё острее. Не только в Томске, но и по всей стране активно обсуждается каждое резонансное ДТП с участием нетрезвых водителей. Вспомнить хотя бы пару громких случаев, произошедших в соседнем Новосибирске.
Сколько негодования и недоумения россиян вызвал случай с Ольгой Мельниченко, в пьяном виде насмерть сбившей сотрудника ГИБДД, чья фраза: «Зая, я убила мента» мгновенно облетела медиапространство. Убийца (а смертельное ДТП с участием нетрезвого водителя, сознательно севшего за руль в изменённом алкоголем сознании, по сути – то же умышленное убийство) получила всего 4,5 года колонии в сентябре 2010, и уже в октябре 2013 года снова была на свободе.
Или громкое дело водителя, в наркотическом опьянении сбившего известного новосибирского журналиста Антона Лучанского, которое получило резонанс благодаря коллегам. Наезд на пешехода под зеленый сигнал светофора на бешеной скорости могли спустить «на тормозах». Этот водитель в итоге получил 6,5 лет в колонии строгого режима.
Всё больше людей понимает: такие сравнительно мягкие меры: небольшие штрафы и сроки заключения, вкупе с возможностью «замять» дело не способны остановить безответственных водителей.
Статистика удручает. Автомобиль по-прежнему остаётся самым опасным транспортом. Ежегодно в мире в ДТП погибает около 1,2 млн человек.
А в России каждое седьмое ДТП спровоцировано пьяными водителями. А ведь за каждым случаем - смерти или увечья, горе тысяч семей.
Что же делать? Как повысить ответственность водителей? Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов, о котором рассказывал Сиб.фм, считает, что надо подходить к вопросу системно и взять на вооружение успешный опыт других стран, где воспитывают штрафами не только водителей, но и тех, кто потворствует попаданию пьяного за руль: пассажиров и тех, кто наливает рюмку тому, кто «за рулём».
Радикальное ужесточение наказания – по-настоящему эффективный способ убрать с дорог пьяных водителей.
Так, автор проекта приводит пример Японии. Там за 9 лет удалось сократить смертность на дорогах в три раза, благодаря серьёзному ужесточению законодательства. Теперь нахождение за рулём в нетрезвом виде обходится японцам в 500 000 йен (314 тыс рублей) и до трех лет лишения свободы – при 0,15 мг/литр, а при полной интоксикации 1 млн йен (628 тыс рублей) и до 5 лет лишения свободы, а также пожизненное лишение прав. Японских водителей эти меры привели в чувство сразу.
В той же Японии тот, кто угостил алкоголем человека, собирающегося сесть за руль, получит штраф полмиллиона йен (314 тыс рублей) и срок до 3 лет лишения свободы, такая же ответственность предусмотрена пассажирам пьяного водителя. А передача автомобиля нетрезвому водителю грозит наказанием, увеличенным в два раза – миллион йен и сроком тюрьмы до 5 лет.
В случае, если в ДПТ с пьяным водителем пострадали люди или был смертельный исход, уголовная ответственность повышается до 15 лет лишения свободы.
Ещё строже закон к нетрезвым водителям в Корее: наказание за это в пересчете на рубли – 1,2 млн рублей и до 5 лет тюрьмы. За отказ от медицинского освидетельствования – сумма та же, срок аналогичный. Зато и нетрезвых водителей там всего за 2 месяца стало меньше на 67%!
Если сравнивать с Россией, то, даже с принятием нового закона, наказания для нетрезвых водителей не слишком убедительны. В частности, за рецидив с пьяным вождением сумма административного штрафа – 200-300 тысяч рублей или срок до 2 лет лишения свободы. При имеющейся судимости за это преступление, наказание уже полмиллиона и срок до трех лет тюрьмы.
Дмитрий Давыдов предлагает не ждать рецидивов, а предупреждать их - сразу наказывать пьяных за рулём штрафом в 100 тысяч рублей и лишение прав на 3 года. Такое же наказание и тем, кто передает управление автомобилем нетрезвому водителю.
Пассажиры, по мнению Дмитрия Давыдова, тоже должны нести ответственность, если доверяют свою жизнь невменяемому человеку за рулем. Сейчас наказания для пассажиров нетрезвого водителя в российском законодательстве не предусмотрено. Но именно эта мера поможет остановить тысячи убийц на дорогах.
Эффективность мер, предложенных Дмитрием Давыдовым, подтверждается успешной практикой многих стран, которые также сталкивались с проблемой нетрезвых водителей. Поэтому государству необходимо обратить внимание на эти предложения, ведь это поможет сохранить жизни тысячам людей.
Кстати, помимо уже перечисленных, у Дмитрия Давыдова есть ещё масса идей, касающихся безопасности на дорогах. В частности, предложения, связанные с начинающими водителями, интеллектуальным ассистентом скорости, пешеходами и велосипедистами со смартфоном, опасным поведением за рулем, систематическим нарушением ПДД и т.д. Идеи подкреплены логикой и аргументами, и проработать их на законодательном уровне было бы очень полезно.