Примерное время чтения: 5 минут
66

Дорогой общественник

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты - Томск 03/04/2013

В последнее время наметился бум общественной активности. И Томская область не исключение. Заработали экспертные советы при губернаторе и его заместителях. Похвалы полпреда удостоилась областная общественная палата, получившая право законодательной инициативы.

Казалось бы, радоваться надо. Тем более что и президент, и федеральная власть делают ставку на развитие гражданского общества и создание некоммерческих организаций. Но не превращается ли общественная работа в некую обязательную отработку "по приглашению власти", к тому же производимую в рабочее время?

Прозаседавшиеся?

Недавно один руководитель посетовал: дал задание сотруднику, а тот извинился. "Не могу, сегодня заседание областной общественной палаты, несколько раз звонили, неудобно не прийти". Встреча была назначена на два часа дня. Случай тот был исключительный. Приезжал важный чиновник, как раз знакомиться с работой общественности, и его уважили.

Но выяснилось, что и другие заседания областной общественной палаты проходят в рабочее время. И не только этой палаты, но и созданных экспертных советов. Если вчитаться в списки, то в них найдем немало людей из районов. Значит, приезжая на общественные сборы, они затрачивают не только собственное время, но и казенные деньги. Ведь вряд ли кто оформляет отгул или отпуск. Да и есть ли смысл?

А если учесть, что у нас в области зарегистрировано 1500 общественных некоммерческих организаций, то не слишком ли дорого обходится такая "общественная работа", да и можно ли ее считать таковой?

- Можно, - разубеждает меня Святослав Филонов, кандидат философских наук, имеющий богатый опыт подобной работы, так как не один год был членом Томской городской общественной палаты, а теперь приглашен в областную. Да и анализ подобной деятельности входит в сферу его профессиональных интересов.

- Дело в том, - поясняет Святослав Викторович, - что из более полутора тысяч зарегистрированных НКО реально существуют 500-600. Из них не более ста работает на профессиональной основе - имеют штат, расписание, финансирование. Но именно их присутствие имеет определяющее значение в консультативных советах, так они выстраивают взаимоотношения с властью, с другими структурами, проводят экспертизу проектов, программ. Для них это работа, в том числе и по привлечению непрофессионалов-общественников. И никакого нарушения тут нет. Тем более, что государственная политика поддержки НКО - профессионализация работы гражданского общества.

Что же касается участников, занятых в других сферах, то отпускать или не отпускать своих людей, зависит от работодателя. У меня, например, свободное расписание, и это никак не сказывается на основной работе.

Честь без привилегий

В то же время Святослав Викторович не исключает, что многими приглашение властью в такие структуры воспринимается как честь, хотя и без привилегий. И поэтому вряд ли кто готов отказаться. Другое дело, что пока далеко не все участники осознают свою роль и понимают, зачем они приглашены. А не осознав этой роли, служат просто массовкой. И для некоторой части аудитории присутствие на таких сборах - всего лишь полезная политинформация.

Что же делать? По мнению Святослава Филонова, активней привлекать не тех, кого зовут, людей, безусловно, достойных, а тех, кто представляет интересы определенных групп.

Но тут возможен другой перекос. И он, кажется, уже вполне заметен на примере Томской городской общественной палаты, на счету которой несколько весьма конкретных полезных дел. В ее состав входит уже более ста общественных организаций, и редкое заседание проходит без того, чтобы не принимали какую-нибудь новую. "Политика нашей палаты, - поясняет

ее председатель Алексей

Щербинин, - принимать всех, кто тянется к сообществу".

Однако такой массовкой становится все труднее управлять. Надо иметь в виду, что городская палата в отличие от областной - действительно общественная. Она не имеет такого мощного административного ресурса, как областная. И даже все заседания проходят во внерабочее время - в 6 часов вечера. Но эта "честность" имеет и свои минусы. Теряется интерес к работе.

- Я вышла из состава городской общественной палаты, - делится по нашей просьбе Татьяна Соломатина, приглашенная сейчас в областную общественную палату, - потому что в какой-то момент поняла, что зря теряю время. Надо ли мне бывать на всех заседаниях, если далеко не во всех вопросах я компетентна? К тому же, отработав 7-8 часов, трудно еще 2,5-3 часа вникать в другие проблемы.

А вот в областной общественной палате работа построена разумно. Мы не часто собираемся вместе. Работаем в основном по комиссиям. За неделю нам по электронной почте присылают необходимые проекты для экспертизы. Есть время подумать и дать ответ, затем на час сбежаться. Кстати, в рабочее время. Но потери от этого не велики. На электронной связи и члены палаты из районов. Им нет нужды по каждому случаю приезжать в Томск.

Кто важнее?

Но тут есть один нюанс. Традиционно сложилось так, что областная общественная палата больше занимается общими проблемами, как бы государственными, а городская - конкретными, социальными. Поэтому создается впечатление, что то, что делает областная, важнее и весомее.

Однако дело не в том, кому славы больше достанется. Аналитиками отмечен значительный перекос российских НКО в сторону общественного контроля и экспертиз, в то время как в западных странах они больше сориентированы на социальные услуги граждан. Если "у них" социально ориентированные НКО 60-70%, то у нас всего 13,5%. Вот и резюме: создавая всевозможные экспертные советы, не увлекаемся ли мы слишком "идеологией"? Так и хочется сказать: "Давайте поближе к народу, господа!"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах