Примерное время чтения: 6 минут
104

Отложенный вариант

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и факты - Томск 14/11/2012

Мечта онкологов и физиков - Центр ядерной медицины в Томске. О его возможном создании не раз объявлялось в регионе, где уровень онкологических заболеваний один из самых высоких в России и где в институте онкологии оперируют, лечат не только местных, но и тысячи приезжих больных со всей Сибири и Дальнего Востока. Сегодня появилась реальная возможность создания такого Центра, и об этом мы говорим с заведующим лабораторией получения радиоактивных веществ физико-технического института Томского политехнического университета Владимиром Головковым.

"Больная" тема

- Владимир Михайлович, вы, ваши коллеги - физики, давно и плодотворно сотрудничаете с медиками - кардиологами, онкологами. Но в чем, на ваш взгляд, общая проблема, которая мешает более успешному лечению самых опасных заболеваний?

- На мой взгляд, главная проблема в разобщенности медиков и физиков. Это связано с тем, что они работают в разных ведомствах, у тех, и у других специфическое мышление и разное понимание подходов к решению проблем. Но мы работаем над этим.

В этом году как раз исполняется 30 лет, как томские медики и физики, стали применять лечение нейтронным пучком онкологических заболеваний. Этот метод многим помогает.

Например, с помощью нейтронной терапии излечивают женщин, у которых обнаружен рак молочной железы. Но непрекращающийся рост онкологических заболеваний диктует необходимость создания более крупных и хорошо оснащенных объединений медиков и физиков. И нового, современного оборудования для медицины, в частности ускорителей заряженных частиц, конечно.

- Вы сами меня подвели к "больной" теме - вопросу о томском Центре ядерной медицины. Не раз уже объявлялось, что он будет создан, но его нет.

- История вопроса длинная. Томск рассматривался в качестве места расположения федерального Центра ядерной медицины вместе с Дмитровоградом и Обнинском. Затраты на создание одного Центра были оценены, насколько помню, в 15 миллиардов рублей. Но в итоге решили создавать в этих двух городах и Красноярске. В расчет, к сожалению, не приняли, что в Томске более сильный и в научном, и лечебном плане медицинский университет, институт онкологии и политехнический университет. Но не все безнадежно. В Томске можно создать Центр ядерной медицины на базе наших вузов и НИИ, при определенной поддержке региона, даже быстрее, чем в Красноярске.

"Наши ключевые преимущества"

- Смелое заявление. На чем оно основано?

- В Красноярске все здания для такого центра надо еще строить, а они дороги и очень объемны. А в Томске - уж не знаю, случайно или специально было задумано в прошлом веке, - все уже есть, и все построено рядом. Институт онкологии через дорогу от помещений Физико-техни-

ческого института Томского политехнического университета. И это позволяет больных, которым назначена лучевая терапия, даже не выводить на улицу, поскольку оба здания будут соединены теплым переходом.

Конечно, нужно большое помещение для протонного ускорителя, но и оно есть - огромный зал, где располагается давно отработавший свое легендарный томский синхротрон "Сириус". Все это наши ключевые преимущества, плюс наши многолетние связи с медиками... Не хватает, правда, самого главного - современного ускорителя протонов для более успешного лечения сложных онкологических заболеваний.

- Вы уже дважды упомянули об этом. Расскажите подробнее.

- Сейчас в Европе, США и Японии активно развивают так называемую протонную терапию. Суть ее в том, что путь, который ядерные частицы, протоны, проходят в ткани, точно определяется энергией этих частиц. Скажем, если требуется проникнуть в тело на пять сантиметров, чтобы достать и поразить раковую опухоль, то мы можем рассчитать эту энергию так, что наша лечебная ядерная частица дальше этих пяти сантиметров не пойдет.

Мало того, она по пути не принесет здоровым тканям вреда, а именно в конце пути максимально проявит всю свою лечебную силу. Такие источники протонов - протонные ускорители в мире есть, но стоят они очень дорого. Стоимость подобной установки около 100 миллионов евро, а лечение обходится больному в 10-15 тысяч евро, что для наших больных - запредельная сумма.

"Проект можно тиражировать"

- Но, судя по вашим словам, о возможности создания в Томске Центра ядерной медицины, есть какой-то более дешевый вариант.

- Именно так. Российский физик, член-корреспондент Российской академии наук Владимир Балакин, работающий в Протвино, разработал компактный и относительно недорогой протонный ускоритель. В этой установке протоны могут мгновенно менять энергию частиц, чтобы пора-

зить опухоль в заданном месте, а чтобы уменьшить воздействие на окружающие ткани, облучение опухоли будут проводить с разных направлений.

Стоимость его сравнима со стоимостью электронных ускорителей, которые есть во многих клиниках, - около 10 миллионов долларов. Пока таких ускорителей изготовлено четыре штуки, и все они работают, причем два за границей. Если объединить усилия политехнического и медицинского университетов, НИИ онкологии при поддержке региона, то можно заполучить протвинский ускоритель, и Центр ядерной медицины в Томске станет реальностью.

Для того чтобы определить точное местоположение опухоли и рассчитать самый эффективный способ протонного облучения, в Центре будут проводить также самую современную диагностику с помощью позитронно-эмиссионной томографии и получать радиофармпрепараты на циклотроне.

Кстати, мы уже создали комплекс чистых помещений для производства таких препаратов и могли бы его использовать в Центре ядерной медицины. Этот проект в дальнейшем можно будет тиражировать по всей России.

- Как раз об этих ваших препаратах мой последний вопрос. Верно ли, что они используются не только для онкологии?

- Да. Наши препараты успешно используются и томскими кардиологами. Они содержат радиоактивный изотоп йода и применяются медиками для определения состояния ткани сердечной мышцы. Рентгеновское обследование не позволяет этого различать. Другое дело изотоп йода в радиофармпрепарате: он точно показывает, какие участки сердечной мышцы жизнеспособны, какие поражены окончательно. Отсюда и решение врачей о необходимых мерах лечения или хирургического вмешательства.

Это самый современный метод визуализации процессов, происходящих в организме, и он также используется в онкологии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах