Примерное время чтения: 7 минут
94

Стандарты на перспективу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и факты - Томск 25/06/2012

Вот и закончился учебный год. Как всегда он не обошелся без новаций, которыми уже лет десять испытывается российская школа, но нынче, пожалуй, впервые, особых потрясений не случилось. Обсудить итоги года мы попросили начальника Департамента общего образования Томской области Александра Щипкова. Тем более что у него свежий взгляд - на свою должность он был назначен в октябре прошлого года.

"Новый метод...известный в прошлом"

- Больше всего, Александр Андреевич, в этом году было волнений и разговоров о новых федеральных стандартах образования. Для старшей школы они вроде бы ожидаются в конце лета, начальная школа по ним уже работала. Как оцениваете результаты, чего ожидать в следующем году?

- Вообще-то опасность новых федеральных государственных образовательных стандартов сильно преувеличена. Если говорить о самом ценном, что новый стандарт привнес в начальную школу, насколько изменены требования к результатам ее работы по сравнению со стандартом 2004 года, то впервые появилось понятие компетенций, компетентностных результатов, а не только успехов в обучении предметам...

- Это слово - "компетенции" сейчас педагогами произносится часто, но большинство родителей не представляют, о чем идет речь.

- Проще говоря, это умение не только читать, писать, знать правила сложения-вычитания, но и умение (в пределах возраста, конечно) анализировать, выделить из какой-то задачи главное, выбрать путь к достижению определенного результата и достигать его, используя имеющиеся знания. Это сложно по многим причинам. Перестраиваться должно не только мышление ребенка, но и весь образовательный процесс. Он должен быть настроен на иные результаты, которые формируются другими образовательными технологиями.

Именно по этой причине в прошедшем учебном году с первого класса кроме уроков для школьников были организованы так называемые внеурочные занятия - до 10 часов в неделю. Они велись по следующим направлениям: спор-

тивно-оздоровительное, духов-

но-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще-

культурное.

С учетом возрастных особенностей занятия проходили в различных формах: кружки, экскурсии, спортивные секции, ролевые игры, небольшие исследовательские проекты и т.д. По сути, такие занятия - основной механизм для выявления сформированных у ученика компетенций.

- Десять часов в неделю сверх уроков. Бедный учитель...

- Почему бедный? Норма учителя - 18 часов в неделю, все остальные часы дополнительно оплачиваются. Соответствующий закон принят Законодательной думой Томской области. Эти часы введены в расчет норматива, который установлен для первого класса.

- Ребята, перешедшие в пятый класс, будут учиться по новому стандарту для основной школы. Но в начальной школе они не получали такого компетентностного образования, которое сейчас начали внедрять. Цепочка компетенций разорв-

алась?

- Пока что для основной школы (5-9-й классы) новый стандарт не принят (его принятие ожидается в ближайшее время). Сейчас реализуется подход "плавного" внедрения ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта), начиная с первого класса. При таком подходе полный переход на новые стандарты произойдет через 11 лет от начала внедрения. В этом случае разрывов не будет.

Не исключаю, что некоторые учреждения будут внедрять ФГОС более интенсивно, одновременно для начальной, средней и старшей школы. В этом нет ничего страшного. Ведь компетентностный подход - не что-то сверхновое, просто он так не назывался, а компетентностные результаты опытные педагоги получали и при старом стандарте. Этот метод выстрадан многими педагогами и сейчас узаконен.

"Возможность открыть мир"

- Принят областной закон об обучении детей-инвалидов. Как он выполняется? Ведь деньги выделены хорошие - 120 тысяч рублей на ученика в городе и 150 тысяч на селе...

- Это непростая задача, поскольку форма обучения таких детей дистанционная, ребенок находится дома, учитель - в школе. Но самое главное, что государство на эту проблему обратило внимание, выделяет средства, помогает приобретать необходимую аппаратуру.

Сегодня дистанционно обучающихся детей-инвалидов в области более двухсот. Такая форма обучения (у каждого из детей дома есть комплект оборудования, а в школе оборудовано рабочее место учителя) дает возможность видеообщения, видеоконференций, вовлечения ребенка в контакт не только с учителем, но и со сверстниками.

Кстати, техническое обслуживание аппаратуры и интернет-трафик школа тоже берет на себя. Все это дорого стоит, но мы понимаем, что для многих детей это единственная возможность открытия мира, выхода в мир, общения с другими учителями и учениками вне семьи...

Если ребенок может посещать школу, хотя бы часть занятий или внеурочные мероприятия, то такая возможность ему должна быть предоставлена. И тут важно взаимодействие родителей и школы, а также готовность школы удовлетворить особые потребности таких детей.

К сожалению, государство не готово обеспечить их передвижение, подъем даже на первые этажи. Мы только сейчас подходим к понятию "доступная среда", "открытая школа" и т. д. Продвижение в этом направлении идет достаточно активно и надеюсь, что скоро возможность посещать школу появится у многих детей-инвалидов.

- Если в семье ребенок-инвалид, которому только исполнилось семь лет, как можно обеспечить ему с этого года обучение по системе дистанционного образования?

- Родители приносят соответствующие документы и стандартное заявление с просьбой принять ребенка в данную общеобразовательную школу. С этого момента ребенок становится учеником школы.

Идея жизнеспособна

- Раз речь зашла о техническом обеспечении учебного процесса, то как вы относитесь к идее электронных дневников и журналов? Она жизнеспособна?

- Жизнеспособна и проверена в нескольких муниципалитетах, которые в основном перешли на электронный документооборот. Эта система введена в Северске, развивается в Стрежевом, в Томске.

В этом году планируем выйти с этим проектом в каждую школу и более активно взяться за внедрение электронных дневников и журналов. Планируем решить этот вопрос года за два. При этом не собираемся никого заставлять - покажем систему, расскажем о ее плюсах, а решать - школе и родителям. Кстати, для родителей эта услуга бесплатна.

- В вас говорит инженер...

- Скорее управленец. Подобные технологии позволяют упростить принятие решений на уровне школ, муниципалитета и области. Упрощаются системы общешкольного контроля, общения с родителями, повышается их информированность. У педагогов и администрации появляется больше времени на основную работу.

Набор электронных услуг позволяет родителям "зайти" в электронный дневник ребенка, классный журнал, "личный кабинет" учителя, классного руководителя.

"У нас нет дефицита мест в школах"

- К 2020 году, на который сейчас все ориентируются, в области будет около 130 тысяч учеников, на 30 больше, чем сейчас. Планируется ли строительство новых школ? Где взять дополнительно несколько тысяч учителей?

- Новые школы, как правило, появляются в новых микрорайонах - такие планы у администрации Томска имеются. В сельских районах школы строятся (ближний пример Кожевниково), ремонтируются и расширяются. Ни по одному муниципалитету дефицита мест в школах нет, и авральных ситуаций не ожидается, поскольку мы уже знаем, сколько детей придет в первый класс через семь лет. С учителями - сложнее.

Последняя коллегия нашего департамента была посвящена именно кадровой проблеме. Надеемся на то, что региональные стипендии молодым специалистам, строительство жилья для них в районах изменят ситуацию. Наша задача активнее вести профориентацию.

Молодежь, к сожалению, еще пользуется старыми представлениями о школе, а она сейчас другая и по оснащению и по содержанию. Да и зарплата учителей существенно увеличилась.

"Задумано многое"

- Старт ЕГЭ прошел без потрясений. Регион окончательно вошел в штатный режим?

- Да. Какие-то вопросы неизбежно еще появятся, но то, что ЕГЭ перестал быть страшилкой, стал обычным рабочим процессом - это факт.

- Вы довольны тем, что стали начальником областного департамента? Не жалеете о более спокойной жизни в Северске?

- Доволен буду, когда удастся сделать на этой работе то, что задумано. А задумано многое...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах