Примерное время чтения: 5 минут
55

Уметь договариваться!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и факты - Томск 15/08/2011

На прошлой неделе томское общественное движение "Сибиряки" совместно с Панславянским молодежным объединением направили открытое письмо губернатору Томской области Виктору Крессу, в котором протестуют против инициативы кавказской молодежной организации "Дети гор", предлагающей ввести в школах курс "Народы России".

Авторы письма считают, что этот курс спровоцирует формирование обособленных этнических группировок, ксенофобских настроений среди учащихся, тем более что есть предмет "История России", да и на других уроках - географии, литературы - говорится о различных регионах и народах. Эта тема стала предметом нашей беседы с доктором исторических наук Томского Государственного университета Людмилой Шерстовой.

"Идея хорошая, но кадров нет"

- После Октябрьской революции, когда был отменен курс российской истории, в вузах, вплоть до тридцатых годов был именно курс "Истории народов России", - сказала Людмила Ивановна. - То есть идея преподавания таких расширенных знаний о народах, населяющих страну, существовала в СССР всегда. Тем более что в огромной стране еще в двадцатые-тридцатые годы были очень сильны федералистские настроения. И сегодня в предложении преподавать такой курс в школах нет ничего плохого, только оно практически неосу-

ществимо...

- Из-за установленного стандарта образования? Но ведь в стандарте есть региональная составляющая, которую вправе определять местная власть.

- Дело не в стандарте. Сейчас к этому не готова ни томская, ни российская школа. Ни историк, ни литератор, ни преподаватель географии с курсом "Народы России" не справится. Это все равно, как если физик будет преподавать математику. Он, конечно, знает цифры, что-то понимает, но поверхностно. Так и здесь: история и этнография - это разные науки.

Последняя имеет свой предмет изучения, свои методы исследования, но и ее мало для того, чтобы точно рассказать о том или другом народе. Ведь речь должна идти о культуре, которая является апробированным опытом данного этноса, его адаптации к природной среде, выработанной в течение очень многих веков. Скажем, опыт наших сибирских народов, как и народов Америки, Австралии, оказался не изучен и отброшен современной цивилизацией.

- А зачем, он, кроме научного интереса узких специалистов, нашему "атомно-нано"-обществу?

- Но где гарантия, что какая-то техногенная катастрофа не отбросит человечество назад, что оно не останется без нефти, газа, электричества и будет пытаться выжить в тундре, пустыне. А ведь те народы не только выживали в таких экстремальных с нашей точки зрения условиях, но и производили художественные ценности, которые остались в рисунках, скульптурах, одеждах, фольклоре.

То есть если преподавать курс "Народы России", то

это надо делать с точки

зрения этнологии, которая и дает возможность понять достижения, достоинства каждой культуры, уникальность каждого народа, особенности быта, традиций. Таких специ-

алистов-этнологов у нас очень и очень мало, а в школах их просто нет.

"Забыт опыт освоения Сибири"

- Вернусь к первому вопросу. В Томской области девятнадцать национально-культурных автономий, и проблем в их отношениях до сих пор не было. Но, похоже, и наш толерантный город перестает быть исключением?

- Думаю, что если бы с подобной инициативой об изучении истории народов России в школах выступила, скажем, армянская или узбекская диаспора, это было бы воспринято "Сибиряками" более спокойно. А в данном случае, благодаря общему фону, связанному с ситуацией на Кавказе, они увидели некий вызов в самом названии - "Дети гор".

На мой взгляд, эту организацию надо не воспринимать критически, а как можно скорее интегрировать в молодежное движение Томска. И мне непонятно, почему "Сибиряки" обращаются к власти, а не пытаются сами пообщаться с кавказскими сверстниками, понять, что они предлагают, поспорить, пригласив в качестве арбитров авторитетных томских ученых, известных людей города.

"Что мы можем предложить"

- Но почему возникает такое непонимание? Не оттого ли, что некоторые кавказцы никогда себя так не ведут на родине, как здесь?

- Молодые люди, которые приезжают сюда с Кавказа, имеют право приезжать такими, какие есть. Проблема в том, как их здесь встречают и что могут из правил своей культуры предложить. А что им можем предложить, если у самих за последние двадцать лет разрушены критерии поведения, отношения к старшим, к женщинам.

Для кавказца дико, когда в общественном транспорте старый человек усаживает семилетнего ребенка, а сам стоит. Дико поначалу, что некоторые девушки идут по улице и грязно матерятся. После этого он будет считать, что к таким девушкам можно приставать, можно им хамить. Таким обществам, как Панславянское, "Сибиряки", в первую очередь обратить бы внимание на нашу бытовую культуру, на то, какие идеалы у нас существуют. Вообще я вижу, что этот спор сделал явными недостатки в работе с молодежью.

Для настоящих сибиряков не присуща ксенофобия, национальная и религиозная нетерпимость. Приведу такой пример из истории. В середине семнадцатого века сгорел деревянный Тобольск, и русские пошли жить к татарам в их юрты. И жили рядом с татарами одиннадцать лет, прежде чем с помощью Москвы город начали отстраивать заново.

И это не единственный случай толерантности. Сибирь диктовала свои условия жизни, люди были разделены сотнями километров и ценили доброе отношение, независимо от веры и национальности. Эту терпимость мы - можно найти сотню оправданий и причин - потеряли. Вот о чем нам всем надо бы думать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах