Примерное время чтения: 7 минут
66

Кто поможет учителю?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и факты - Томск 14/04/2010

Проблемы средней школы уже не первый год будоражат общество. Такое впечатление, что живет она под девизом: ни дня без реформ.

Недавно состоявшийся в Красноярске "круглый стол" "Стратегия развития Сибири" также стал дискуссионной площадкой. Выступление на его открытии начальника Томского областного департамента образования Леонида Глока, представившего нашу региональную концепцию, вызвало интерес делегатов.

Стало оно и темой его беседы с нашим корреспондентом.

"Научить работать

со знаниями"

- Леонид Эдуардович, одно из главных положений концепции - компетентностный подход к образованию. Какая конкретика стоит за этим научным термином?

- В современном мире требуются не только подготовленные школой энциклопедисты - необходимы люди с креативным мышлением, способные достигать высоких результатов в новых, меняющихся условиях жизни. Этого можно добиться, формируя умение молодого человека действовать эффективно в ситуациях с высокой степенью неопределенности. Существует несколько видов компетентности.

Информационная - владение иностранным языком, умение работать с различного рода справочниками, словарями, знать в совершенстве компьютер. Коммуникативная компетентность - способность общаться с другим человеком, выстраивать взаимоотношения в семье и обществе, владеть психологическими знаниями и навыками, знать родную литературу и историю. Социальная компетентность - выстраивать отношения в социуме, адаптироваться в быстро меняющихся ситуациях жизни - бытовых, производственных.

Мы должны в школе формировать эти компетенции. Может быть, давать ученику меньший объем знаний, но зато лучше учить его работать с этими знаниями. Это и позволит добиться нового качества образования, если... сам учитель готов к формированию компетентности. Может ли он объединять знания, умения по своему предмету со знаниями и умениями, которые ученик получает на других уроках у другого учителя.

Над формированием компетентностей должна работать вся команда педагогов и управленцев школы. Следующее направление - престиж профессии учителя. Образ новой школы, о которой говорит президент, витает в умах большинства людей. Новой и по эффективности, и по задачам, которые ей предстоит решать. Без учителя это невозможно.

- Но не мне вам говорить, как упал престиж профессии учителя из-за его низкой зарплаты. А педагог, понятно, ключевое звено в создании новой школы. Хотя... я не раз слышал такое мнение, что учитель извечно профессия жертвенная, не нравится зарплата - уходи из школы и не жалуйся.

- Ментальность людей во времени меняется, и если раньше учитель, посвящавший всего себя детям, терпел, как государство о нем заботится, как оценивает его труд, то теперь мы живем в другом мире. Тогда был лозунг: прежде думай о Родине, а потом о себе. Сегодня человек должен стремиться думать о себе, своей семье, чтобы быть успешным в жизни, достойно и комфортно жить, выучить своих детей, себе на старость что-то оставить.

"Уравниловка - это тупик"

Критика, которая идёт в адрес школы, имеет основания, но в историческом контексте она несправедлива. Потому что общество в свое время бросило школу, бросило учителей, заставило самого учителя доказывать, что он не последний человек в обществе и так же как другие достоин уважения, материального обеспечения. Учитель меняется, но меняется медленно, обществу надо ему помогать, помня, что формируют юного человека все, не только школа.

Мы в области достаточно долго шли к новой системе оплаты труда учителя, понимая, что старая система была ориентирована на уравниловку. И тот, кто работал добросовестно, новаторски, не был никак заинтересован материально. Дополнительные занятия с детьми, подтягивание отстающих было только на его совести. Новая система оплаты труда возвращает справедливый в любой рыночной экономике принцип: как потрудился, так и получи.

- Но почему идет неприятие этой системы?

- На самом деле так однозначно сказать, что неприятие, нельзя. Проводимое анкетирование этого не показывает. Например, в школе N 40 сорок восемь процентов педагогов оценивают новую систему однозначно положительно, а остальные - положительно, но с замечаниями. Это та переговорная площадка, от которой можно двигаться дальше. Ведь мы всего полгода проработали по новой системе.

Недовольство пошло оттого, что базовая часть зарплаты учителя из-за кризиса оказалась меньше, чем мы рассчитывали. Но и при этом в тех школах, которые активно освоили новую систему, настроение нормальное, там, где этой системе только сопротивляются, - учителя недовольны. Хотя, думаю, все понимают: уравниловка - это тупик. Мы будем наращивать централизованный фонд стимулирования, с тем чтобы доля стимулирующих выплат была в среднем не ниже 30 процентов и при возможности увеличивать базовую часть.

"Педагоги стали другими"

- Родители школьников говорят, что учителя стали "другими" - проводят одно внеклассное мероприятие за другим. Видимо, пополняют свои портфолио?

- Учитель может и должен стать другим, более активным, но другим должен стать и директор. Потому что в школу должна прийти новая экономика. Директор школы должен быть экономически самостоятельным, а сегодня он связан сметой, где ему все расписано. И в принципе государство готово финансировать школу, что называется, одной строкой, но руководители к этому не готовы. Директор школы сегодня, как правило, хороший учитель, организатор коллектива, но он слаб как менеджер.

Простой пример. В школе площадью 6 тысяч квадратных метров 12 техничек. Я говорю директору: оставьте четырех, но платите им зарплату вдвое больше и чтобы они работали весь день, а не прибегали на два часа. Влажную уборку в классах пусть делают дети.

Ведь образование - это обучение и воспитание. Впишите в устав школы, что ребенок привлекается к труду как к элементу трудового воспитания. Еще вариант. Вместо электрика, сантехника, слесаря найдите "рукастого" человека, который за высокую зарплату будет делать все, подобно хаус-мастеру в Германии, который один обслуживает весь дом.

"Президенту проект понравился"

- Долгое время малокомплектные школы области были головной болью не только вашего ведомства, но и всей областной власти. Как удалось получить поддержку в решении проблемы не только у губернатора, но и президента, руководства "Единой России"?

- Действительно, эта тяжелая ситуация начала разрешаться сейчас, хотя работаем мы в этом направлении с 2005 года. В области 120 малокомплектных школ, большинство из них старые, деревянные (есть даже построенные в начале прошлого века), с "удобствами" во дворе.

Причем эти школы стоят не в депрессивных поселках, там идет жизнь, есть молодые люди, рождаются дети. И эти дети, так же как городские, имеют право учиться в комфортных условиях.

Мы посчитали, чтобы все снести и построить новые, нужно было около 8 миллиардов рублей. Таких денег мы бы еще долго не нашли. Решили идти по пути комплексного восстановительного ремонта. От здания чаще всего оставляли каркас и отремонтированный фундамент, а все остальное (включая, конечно, теплый туалет) от пола до крыши - новое.

Первый опыт

Первую такую модернизацию провели в селе Крыловка Бакчарского района в 2005 году, губернатор ее одобрил и обещал поддержку. В 2008 году по системе комплексного проекта модернизации образования мы получили деньги на капитальный ремонт еще четырех школ, а затем за два года удалось отремонтировать еще 11. Осталось "немного" - около 60 отремонтировать и 12 построить заново, ведь есть школы, которые невозможно восстановить.

Чтобы не тратить каждый раз деньги на проектирование нового здания, мы сделали два типовых проекта малокомплектной школы - один в кирпичном, другой в каркасно-панельном исполнении. Задача - до 2015 года сделать все сельские школы комфортными для обучения. Во время заседания Госсовета в Томске губернатор показал президенту альбом фотографий старых и обновленных школ и наши типовые проекты.

Дмитрию Анатольевичу все понравилось, он передал альбом в Министерство образования, где решили заслушать наш опыт уже 15 апреля. И в Красноярске, где на конференции "Единой России" обсуждались проекты, которые можно реально реализовать в ближайшие два года, наш проект модернизации малокомплектных школ был одобрен.

Соломон Выгон

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах