Примерное время чтения: 7 минут
176

Сейчас мне не страшно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Аргументы и факты - Томск 29/11/2007

История с пересадкой сердца Кате Михайловой вызвала большой общественный интерес. Томичи с тревогой и надеждой следили за тем, как развивалась ситуация.

Остановить процесс было невозможно.

Напомним, что у Кати очень редкое заболевание неизвестной природы - кардиомиопатия, и с этим диагнозом она поступила в Томский НИИ кардиологии еще в четыре года. Смысл заболевания в том, что сердце изменяется, нарушаются все его функции и остановить этот процесс невозможно. Кате пришлось ставить кардиостимулятор, он дал эффект, но временный. Признаки сердечной недостаточности возрастали, девочка практически перестала ходить, два-три раза в год поступала в кардиоцентр с отеками, одышкой. Ее лечили чем могли, но врачи понимали: что-нибудь кардинально изменить нельзя.

"Мы понимали: нужна пересадка"

Необходима была пересадка сердца, но в России ее сделать нельзя. И не потому, что российские и, в частности, томские кардиохирурги к этому не были готовы. У нас есть программа подготовки, проученные специалисты, да и технически операцию выполнить не сложно. Но в России нет юридической основы для набора трансплантатов и нет четко налаженной службы, способной быстро доставить трансплантат, если это понадобится из одного конца страны в другой. (На Западе этим занимаются специальные службы, это сложная и четко работающая система).

Когда Катя в очередной раз попала в клинику, и было ясно, что медикаментозные возможности исчерпаны, необходима пересадка сердца, врачи решили просить помощи у руководителя Российского фонда помощи Льва Амбиндера, с которым у института уже сложились добрые отношения. Фонд не раз помогал томским больным, многим детям с пороками и нарушениями ритма сердца. Одновременно созвонились с бывшим сотрудником НИИ, кардиохирургом Виталием Паком, уже семь лет работающим в Италии, в клинике города Бергамо. Пак сообщил, что в их госпитале имеют большой опыт таких операций, но они очень дорогие.

Вскоре стала известна и сумма - за обследование и саму операция надо было заплатить около 46 тысяч евро, цифру фантастическую для семьи Михайловых, как, впрочем, и для большинства российских семей. Однакофонд, возглавляемый Амбиндером, согласился выплатить эту сумму, при условии, что дальнейшее лечение будет оплачено областной администрацией. Губернатор области Виктор Кресс дал согласие и Катя с мамой, лечащим врачом Людмилой Мурзиной и анестезиологом Александром Николишиным выехали в Италию.

Три донорских органа врачи отвергли

- В Бергамо, Кате пришлось ждать операции несколько месяцев, - рассказывают мне Сергей Иванов и Евгений Кривощеков, ведущие специалисты НИИ кардиологии, которые принимали активное участие в судьбе девочки и во время недавней командировки в госпиталь города Бергамо встретились с Катей и ее мамой Маргаритой Михайловной. - Девочка приехала из страны не члена Евросоюза, поэтому потребовалось согласовывать ряд формальностей. Кроме того, донорское сердце должно было отвечать нескольким требованиям: совпадать по группе крови с редкой группой Кати и быть готовым к работе в условиях, высокого давления в легочной артерии, которое возникает из-за изменений сердца у всех больных кардиомиопатией. С одной стороны такие требования были недостатком, с другой - то, что требовалось Кате, не подходило другим больным и она стояла первой в списке. Три донорских сердца итальянские хирурги отклонили, и только четвертое отвечало всем необходимым требованиям. Операция состоялась в июле, прошла успешно, сегодня девочка с мамой, Маргаритой Михайловной, снимают квартиру в городе, но Катя несколько раз в неделю приходит в госпиталь на обследование.

- Практика итальянских врачей, - дополняет кардиохирург Евгений Кривощеков, ассистировавший итальянским коллегам на операциях в клинике Бергамо, - показывает, что наблюдаться пациент с пересаженным сердцем должен в клинике не меньше года. Два раза в неделю Катя проходит полное обследование, включая биопсию сердца, получает препараты, позволяющие предотвратить отторжение донорского органа. Но любое действие, любое лечение в клинике стоит денег. Например, санация полости рта. Для человека с пересаженным сердцем опасна любая инфекция, а главные ворота инфекции, как правило, рот, зубы. В Томске Кате сделали санацию, но она оказалась некачественной, и ей потребовалось продолжить лечение зубов даже после операции. Это опять деньги и деньги, которые из Томска не всегда приходят во время..

- Как выглядит Катя, как себя чувствует, что говорит?

- Когда мы приехали в клинику Бергамо, - вспоминает профессор Иванов,- и сказали, что хотим увидеть Катю, нам сказали, что надо просто выйти в город и пройтись по улицам. Бергамо - городок небольшой, и, если Катя на прогулке, то мы наверняка ее встретим. Так оно и случилось. Мы встретили девочку с мамой. Катя хорошо выглядит, улыбается, обрадовалась нам. Как врачу, мне, конечно, любопытно, что чувствует человек с новым сердцем, и я спросил Катю об этом. Она сказала, что ничего необычного не ощущает. А тебе не страшно - спрашиваю. Она ответила: "Сейчас мне не страшно". Маргарита Михайловна тоже радуется, глядя на дочь. Но ее напрягают денежные проблемы - надо платить за квартиру, что-то есть. Итальянцы люди доброжелательные, стараются как -то помочь. Но найти работу Маргарите Михайловне с ее медицинской визой почти невозможно. Да и главная ее работа - помогать Кате, оберегать ее от всего, что может повредить сердцу.

Расчетной суммы не хватает

...По некоторым юридическим условиям администрация области не может самостоятельно направлять деньги для лечения и проживания Кати и ее мамы в Италию. Делается это через соответствующие службы Томского НИИ кардиологии. Вадим Иванович Лебедько, заведующий отделом внебюджетной деятельности НИИ рассказал.

- Оплата, которую произвел Российский фонд помощи, была рассчитана на операцию и пребывание в клинике до 70 дней в общей сложности. Послеоперационный период по предварительным расчетам должен был стоить около 43 тысяч евро. Эту сумму обязалась выплатить и выплачивает, хотя с небольшими нарушениями графика, администрация области. Но, предоперационный период, как вы знаете, по объективным причинам затянулся на несколько месяцев. Кроме того, лечение тех небольших осложнений, которые были у Кати после операции, тоже требовало дополнительных средств. Сегодня есть реальное опасение, что рассчитанной суммы в 43 тысячи евро не хватит. А Кате предстоит пробыть в Италии еще не меньше полугода. Значит, надо искать новые источники для ее поддержки, и хочется надеется, что кроме администрации области найдутся в Томске другие спонсоры.

То есть, до оптимистического финала еще не близко. И Катя, увы, не последняя кому помощь потребуется уже завтра. Томские кардиологи восторженно рассказывали об условиях в клинике города Бергамо. Их итальянские коллеги ни о чем не беспокоятся, работают в идеальных условиях, все, что необходимо у них есть, в то время, как томские врачи и хирурги, часто выступают менеджерами на общественных началах. Озадачены тем, чтобы достать расходные материалы, необходимую аппаратуру, найти благотворительные фонды, другие источники финансирования.

К примеру, сейчас в отделении детской кардиологии необходим протез (заменитель) легочной артерии, который стоит 150 тысяч рублей. Или такой "простой" момент, как уход за младенцем с пороком сердца, прооперированным в первые часы и дни после рождения. По всем европейским меркам за каждым из таких детей следит "своя" медсестра. Ведь малейший поворот головы ребенка - и дыхательная трубка может выскочить. В детском отделении томского НИИ кардиологии положена одна медсестра на трех прооперированных младенцев. А когда на днях испортился ультразвуковой аппарат, пришлось нести малышей для исследования в другое отделение...

Кстати. Томские кардиохирурги с завистью смотрят сейчас на новосибирских коллег из НИИ паталогии кровообращения имени академика Е. Н. Мешалкина, которые сделали уже несколько операций по пересадке сердца. Между прочим, один из ведущих специалистов в этом институте, заместитель директора по науке, профессор Александр Чернявский - ученик основателя томской кардиохирургии Викентия Пекарского.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах