Примерное время чтения: 5 минут
130

В "глухоте" никто не признался

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и факты - Томск 15/08/2007

"Он умирал, а все были глухи..." - так назывался шокирующий материал, опубликованный в N22 "АиФ-Томск". В нем рассказывалось об убийстве в Шегарском психоневрологическом интернате "Забота". Напомним: в редакцию обратилась томичка Татьяна Данильчук. Она рассказала о страшном случае, произошедшем этой весной в ШПИ. Ее сына, 21-летнего Георгия Кипкаева сначала избил, а через несколько часов задушил сосед по палате А. Гусаров. Причем, по словам матери, косвенной причиной убийства стало то, что избитому Жорику не оказали медицинскую помощь.

Вместо персонала ему решил "помочь" Гусаров и своим способом прекратил мучения... Уголовное дело по факту убийства возбудили тут же, но Татьяна Данильчук хотела привлечь к ответственности и персонал ШПИ. Мы побывали в интернате и рассказали о том, что там катастрофически не хватает сотрудников и психотропных препаратов.

Персонал интерната остался ни при чем

Спустя почти два месяца после публикации в редакцию пришел ответ из Шегарской прокуратуры. Сам факт этого порадовал - на выступления СМИ у нас еще реагируют. А вот содержание письма, рассказывающего об итогах проверки, честно говоря, оставило нас в растерянности. Во-первых, следователь Шегарской прокуратуры отказал Татьяне Данильчук в возбуждении уголовного дела в отношении медперсонала. Почему? Медики якобы не могли знать о произошедшем.

Из материалов уголовного дела следует, что последствием побоев стал разрыв печени. И нанесены были повреждения за 30 минут до смерти. "Исходя из пояснений судебно-медицинского эксперта при данном повреждении Кипкаев мог самостоятельно передвигаться и до момента наступления смерти имел возможность обратиться к медицинскому персоналу за помощью, - пишет и.о. прокурора района О. Харламов. - В ходе следствия, а также судебного разбирательства установлено, что вечером 16.04.2007 г. и утром 17.04.2007 г. Кипкаев Г. И. вел себя обычным образом, никаких жалоб медицинскому персоналу не высказывал. Поэтому сотрудники ШПИ фактически не знали и не могли знать о том, что Кипкаев Г. И. находится в болезненном состоянии, поскольку видимых телесных повреждений и признаков внутреннего кровотечения у него не было".

Это заключение мы показали начальнику Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области Сергею Кладову.

- Повреждение печени не обязательно отображается на коже. Но оно всегда вызывает очень сильную боль, шок. Это очень жестокий удар даже в боксе, - прокомментировал Сергей Юрьевич.

Конечно, наш эксперт не может утверждать, что Жорик Кипкаев жаловался на эту нестерпимую боль. Но нам кажется, так оно и было. Ведь Гусаров сам признался в ходе следствия, что сосед "надоел" своими стонами, поэтому он и убил его. Почему же ничего не слышали сотрудники интерната? Говорят, на суде они утверждали: дело происходило в обеденное время, и все были в столовой. Кстати, об итогах процесса. Шегарский районный суд признал, что Гусаров совершил убийство в невменяемом состоянии. Его отправили на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением (по нашим данным, в Костромскую область).

С лекарствами все о`кей?

А что же насчет лекарств? "Заявки, направляемые ШПИ в 2007 г. на психотропные лекарственные средства в рамка вышеуказанной программы (дополнительного лекарственного обеспечения - Прим. авт.) обеспечены лишь на 14%, - пишет нам Харламов. - Вместе с тем, дорогостоящие психотропные лекарственные средства по необеспеченным заявкам врачами ШПИ заменяются более дешевыми, которые приобретаются за счет собственных средств интерната, таким образом, медицинским персоналом ШПИ максимально используются все возможности для оказания помощи больным".

Признаться, такой ответ Шегарской прокуратуры оставил нас в недоумении. Но в областной прокуратуре, в отделе по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности нам сообщили, что все обстоятельства дела выяснены судом, приговор вынесен. И никаких претензий к ходу следствия у них нет.

... Увы, по большому счету у этой трагической истории нет конца. И все же не зря вышла газетная статья. Не без нашего вмешательства в ШПИ проводились проверки, а руководство интерната понесло дисциплинарное наказание:

- Директор и два его заместителя получили выговор. Если еще раз повторится подобное, то встанет вопрос об их дальнейшем нахождении на своих местах, - сообщила зам. начальника областного департамента соцзащиты Любовь Бородина.

- Последний звонок мы сделали маме убитого Татьяне Данильчук:

- Больно и обидно, что ни районная, ни областная прокуратура так и не смогли, либо не захотели разобраться в даном деле, - сказала Татьяна Петровна. - На территории государственного учреждения, предназначенного для оказания помощи и социальной защиты людей с ограниченными возможностями, жестоко избивают, а спустя какое-то время убивают больного человека и никто из персонала не несет за это ответственность. Это ужасно! Где же закон? Где справедливость? Надеюсь, что ответы на эти вопросы мне даст Генеральная прокуратура.

Нам, в свою очередь, кажется: выводы для себя должна сделать и соцзащита, как курирующий интернат орган. Нельзя оставлять ситуацию как есть, необходимо решить проблему нехватки кадров в столь специфическом учреждении. Иначе подобные трагедии могут повториться вновь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах