Я держу в руках отлично сохранившуюся алюминиевую пряжку с надписью Gott mit uns (с нами Бог) и представляю себе, как это было.
66 лет назад молодые, не в меру уверенные в себе немецкие парни вот с такими пряжками вероломно напали на нашу страну. Бог не помог им. Но он и не помешал захватчикам, уничтожившим миллионы советских граждан, десятки тысяч из которых до сих пор лежат незахороненными, сделать свое черное дело.
Он нас спас
Война уже давно позади. Мы живем в другом - информационно-виртуальном - мире. Но каждый год наш земляк Иван Харченко, руководитель поискового отряда "Прометей," продолжает эту вполне реальную войну. Реальную. Потому что на местах былых боев до сих пор гремят настоящие, а не компьютерные взрывы. Он борется не с нашим тогдашним врагом, на легковушках которого мы сейчас с удовольствием ездим. Чье пиво пьем. Не за награды и территории. А за души, останки незахороненных советских солдат, буквально отвоевывая их у безжалостной природы.
По многим повериям, пока человек как полагается не предан земле, его душа не успокоилась и время от времени тревожит живых людей. Цивилизованному человеку поверить в это трудно. Но когда про подобные вещи рассказывает умудренный жизненным опытом человек, разменявший в этом году свою личную 36-ю "вахту памяти", становится жутковато.
- В первый раз это случилось со мной много лет назад, когда я еще только начинал поисковую деятельность, - вспоминает Харченко. - На месте боев мы нашли гранату Ф-1. Совершенно целую, с детонатором. Вытащил я его. А тол в гранате не черного цвета, как обычно, а какой-то красный. Мои ребята заинтересовались. Говорят: "Иван Григорьевич, давайте шомполом сковырнем, посмотрим". Я уже хотел им ее отдать. И вдруг услышал внутренний голос: "Не давай". Думал: показалось. Вдруг опять: "Не давай". И так несколько раз. Чем черт не шутит: не отдал. Потом, когда рассказал про это саперу, то тот чуть со стула не упал. Оказывается, если бы мы туда шомполом полезли - сразу бы рвануло. Значит, кто-то спас нас тогда.
Не уходите, мы здесь
Таких случаев, связанных с таинственным внутренним голосом, поисковики могут рассказать массу. У ученых даже появился специальный термин "военные аномалии". Многие, находясь на местах боев, особенно кровопролитных, где земля, как говорят, пропитана кровью, где массы незахороненных останков, слышат голоса и даже видят события тех далеких лет. Не отрицает этого и Харченко.
- Ночью в дымке действительно как бы могут явиться красноармейцы в плащ-палатках, шинелях, - рассказывает он. - С годами я уже стал спокойно к этому относиться. Вот два года назад у нас случай был. Ночью моего поисковика Артема поднял с постели такой голос: он ему сказал: "Бери вешки и пошли со мной". Парень был не из робкого десятка и пошел. Голос говорил ему, в каких местах нужно ставить отметки, он и ставил. На восьмой отметине голос сказал: "А здесь я лежу", - и исчез. На следующий день под каждой из них мы нашли по солдату.
Или такой случай: во время одной экспедиции Иван Григорьевич шел с ребятами из местного поискового отряда в лагерь через район, отмеченный на карте как уже проверенный. Останков там быть не должно. И вдруг молодому парнишке послышалось: "Не уходите, мы здесь". Остановились. Начали осматривать местность и нашли останки троих советских бойцов. Причем, как правило, медальонов у них не находят. Злую шутку играет известное солдатское поверие. А здесь у двоих - заполненные. Но самое интересное, что один из погибших солдат был дядей паренька, которому послышался голос. Вот так и не верь после этого в неизведанное.
Главное - дисциплина
Но поисковая работа - это отнюдь не "видения" и прочие аномалии, объяснения которым, очевидно, могут найти психологи, а тяжелейшая, зачастую опасная работа по извлечению останков. Особенно когда делать это приходится в болотистой местности, нашпигованной взрывчаткой. Как в районе гибели известной по Власову Второй ударной армии. В местечке Мясной Бор, что в Новгородской области. Здесь несколько последних лет и работают прометеевцы.
В этот раз на "вахту памяти", длившуюся почти месяц (с 19 апреля по 14 мая), Харченко взял только кадетов - 9 молодых ребят. Почти все - десятиклассники. Готовились еще в Томске основательно. Главное внимание уделялось дисциплине. Налегали и на топографию, ориентирование, не говоря уже о "военке". Даже готовить еду учились. И краснеть за кадетов в лесу Ивану Григорьевичу не пришлось. Армейская дисциплина, привитая им в корпусе, выгодно отличала кадетов от других поисковиков.
Лагерь разбили на новом месте, интересном тем, что вокруг виднелись огромные, заполненные водой воронки от разорвавшихся полутонных авиабомб.
- Видя, сколько в этом месте воронок, кадеты задавали мне один и тот же вопрос: как здесь можно было выжить? - рассказывает Харченко. - И в такие минуты я понимал, что вот на этом и нужно воспитывать молодое поколение. А не на пустой болтовне о долге Родине...
Кто ты, лейтенант?
Ну а дальше началась работа, итогом которой стали поднятые останки 42 советских солдат и одного офицера. Все без заполненных медальонов. И это на пятачке длиной в один километр и шириной 400 метров. Какая же там творилась мясорубка? Кстати, до войны в этом месте находилась мясобойня. Отсюда и название Мясной Бор. Советский офицер тоже был без документов.
Рядом с костями поисковики обнаружили лейтенантский кубик, офицерскую звездочку, а они отличались от солдатских, печать 25-й отдельной стрелковой бригады и еще один офицерский номерной атрибут. Ну разве не удивительно: человека уже нет 60 с лишним лет, а его вещи - вот они. Выходит, у судьбы свое решение, и она может выносить его даже тогда, когда тело уже превратилось в тлен. Витает что-то этакое нематериальное рядом и подает нам сигналы... Кстати, о вещах. В этот раз Харченко с ребятами нашли пятнадцать 82-миллиметровых советских мин, притулившихся одна к другой. А рядом - огромная воронка от той самой 500-килограммовой бомбы. Значит, вполне вероятно, что ею накрыло расчет миномета. И опять... людей уже нет, а мины, готовые к стрельбе, - вот они. Ну и конечно же масса всякого военного железа: карабины, каски, ящики из-под мин, винтовки, боеприпасы, ложки, котелки и многое другое.
Хоронить было некогда
Примечательный факт. На немецкой линии обороны останков вражеских солдат поисковики не обнаружили. Значит, немцы своих забирали и хоронили. Немудрено. Они были тогда в выигрышном положении, окружив Вторую ударную, бойцы которой из-за непрерывных боев такую роскошь, как похороны, не могли себе позволить. И еще: уже на нашей линии обороны поисковики находили массу патронов. Причем не только советских, но и немецких. Значит, под конец советские воины пользовались уже трофейным оружием.
Очередная "вахта памяти" завершилась. Теперь найденные советские воины с солдатскими почестями захоронены как положено. Но сколько их еще лежит там?..
А Харченко продолжает свою работу. Осенью "Прометею" исполнится 23 года. К очередному дню рождения его бессменный руководитель хочет открыть долгожданный музей в кадетском корпусе. Есть еще одна задумка. Показать ребятам настоящий кусочек армейской жизни - сделать подобие блиндажа. Со всем его содержимым. Это будет хорошим наглядным примером кадетам, многие из которых станут со временем воинами, защитниками Отечества.
Кстати
У Ивана Харченко есть свой личный счет: количество уни-чтоженных им за время всех экспедиций боеприпасов составило 11070 единиц. В этот раз он взорвал 45 единиц боеприпасов. Среди них - мины, снаряды, гранаты. В этом году за время проведения "вахты памяти" в Мясном Бору 17 поисковыми отрядами были подняты и захоронены останки 303 советских военнослужащих, погибших здесь во время известных боев 1942 года.
Еще одна интересная деталь. В тех краях, как и везде по стране, процветает сдача цветного металла. Его тонна стоит приблизительно 800 рублей. В одной из воронок кадеты Харченко выудили 500-килограммовый танковый воздухозаборник. Следовательно, сообразуясь с современными ублюдочными рыночными реалиями, могли "заработать" таким образом целых 400 рублей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть