Примерное время чтения: 8 минут
116

Игорь Шатурный: "Я буду заниматься хозяйством, а не политикой"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и факты - Томск 21/02/2007

Как живет город в период, когда обязанности мэра, находящегося в СИЗО, исполняет его заместитель Игорь Шатурный? Что волнует жителей и власть? Какие перемены возможны в ближайшее время? Каких перестановок в аппарате мэрии следует ожидать и как скоро расчистят улицы? На эти и многие другие вопросы журналистам "АиФ-Томск" и ответил сам Игорь Николаевич, которого мы пригласили в редакцию на чай.

"Изменения напрашиваются сами собой"

- Томичи почти ничего о вас не знают, Игорь Николаевич, кроме того, что в Томск вы приехали с Севера...

- Вообще-то я коренной томич. Окончил 32-ю школу, учился в ТПУ, где в 93-м году на геолого-нефтяном факультете получил первое высшее образование. Работать начинал с помощника бурильщика. Очень закаляет, знаете ли. Особенно в минус сорок. Затем работал в "Томскбурнефти" специалистом по инвестициям, позже перешел в аппарат управления "Томскнефти", занимался экономикой. В 96-м году окончил ТГАСУ по специальности "инженер-экономист". Когда в Стрежевом избрали нового главу города и Алексей Васильевич Трошин стал набирать команду, он пригласил меня замом по экономике, через год назначил первым заместителем. В администрации Стрежевого отработал три года, после чего мне предложили работу в мэрии Томска. Предложение я принял. У меня семья, супруга преподает в ТГУ, сыну пятнадцать лет.

- Теперь к делу. Исходя из вашего стрежевского и томского опыта, есть ли необходимость менять структуру городского управления?

- Частичная реорганизация назрела уже давно, и изменения в структуре управления напрашиваются сами собой. Во-первых, потому что существенно изменилось градостроительное и земельное законодательство, во-вторых, на работу некоторых подразделений постоянно идут жалобы населения. К примеру, сегодня существуют два департамента с похожими функциями - "Градостроительства и перспективного развития города" и "Архитектуры и градостроительства". На практике сложно провести четкую грань между сферами их деятельности, они постоянно перекладывают друг на друга ответственность за решение тех или иных проблем. Поэтому естественно объединить эти два департамента.

Надо менять ситуацию и в департаменте социальной политики. Сегодня уже можно говорить о том, что он был создан под определенного человека, а не под идею или для более эффективного управления. Согласитесь, сложно решать социальные проблемы малообеспеченного населения, а заодно заниматься спортом и молодежной политикой.

Давно необходимы изменения в департаменте дорожного строительства, благоустройства и транспорта. Здесь нужно создавать отдельный комитет по транспорту, который будет целенаправленно заниматься проблемами транспортного обслуживания в городе, в том числе маршрутным, муниципальным транспортом и такси.

Земля - с аукциона

- А что сегодня происходит с земельным управлением?

- Здесь ситуация налаживается. Коллективом департамента недвижимости сделано все, чтобы в феврале открылось "единое окно" для физических лиц - теперь горожанам будет проще оформлять в собственность земельные участки. В создании такого же окна для юридических лиц есть проблемы, которые мы обсудим в ближайшее время на совещании у губернатора. Тут главное - медлительность в оформлении земельных участков. Наши федеральные структуры отводят на согласование документов 30 дней, а мы хотим подписать с ними соглашение о том, чтобы уменьшить эти сроки до 10 - 15 дней. Добавлю еще, что мы решили все пустые участки, не обремененные под застройку, выставлять только на аукцион и конкурс. После этого не будут возникать вопросы, почему данный участок отдан тому или иному предприятию. Кто больше заплатит, тот его и получит.

- А разве мэрия не должна каким-то образом подготовить эти участки, прежде чем выставить их на аукцион?

- Я имею в виду участки, свободные от застройки, поскольку с теми, которые заняты и обременены жилым фондом, связаны большие проблемы. Мы сейчас разрабатываем программу, в которой предусмотрим бюджетные деньги или привлечение инвесторов для "снятия" обременения. К примеру, сейчас мы выставили на аукцион земельный участок на Восточной и полностью обременили его инфраструктурой, которую необходимо будет туда подвести.

- А как скоро мэрия сумеет вплотную заняться ветхим жильем?

- Ветхое, аварийное жилье - очень серьезная проблема не только Томска, но и многих других сибирских городов. В 2007 году мы предусмотрели в городском бюджете 16 млн. рублей на расселение. Большую помощь в этом нам оказывает область, которая выделяет еще 50 млн. рублей.

"Больше не будет "пожарного порядка"

- От чего в прежней политике управления городом вы отказываетесь, что намерены предложить нового? Собираетесь ли формировать свою команду?

- Совершенно точно могу сказать, что больше не будет "пожарного порядка". Не должно быть такого, к примеру, когда некоторые документы передаются на рассмотрение в городскую думу в последний день и последний час. Документы после этого неизменно возвращаются, полные ошибок, а Дума в очередной раз начинает "воспитывать" администрацию. Именно от подобной практики, от спешки, я хочу отойти.

Не собираюсь разгонять людей, которые сегодня работают в мэрии, но кое-что менять нужно. Повышать, к примеру, исполнительскую дисциплину. Хотелось бы, чтобы управленцы меняли подходы к работе. Проще всего говорить: нет денег - нет песен, сложнее искать варианты, как выполнить задачу, как привлечь внебюджетное финансирование. Вообще, говоря о команде, у меня желание простое: хочу выстроить дело в мэрии так, что это увидит и положительно оценит население. Люди должны сказать: да, в мэрии есть команда, которая может справляться с городскими проблемами. И когда придет новый мэр, надеюсь, он не будет иметь оснований "склонять" власть, которая работала в переходный период.

Меня сейчас часто спрашивают, собираюсь ли я заниматься активной политикой. Отвечаю: нет, я намерен разобраться с хозяйством. Политика мне пока чужда.

- Не можем не задать вопрос о ситуации с ТКС. Неужели договор и вправду составлен таким образом, что его нельзя разорвать?

- Это действительно так, договор для администрации кабальный. Глубокое заблуждение считать, что администрация города ничего не делает. Наоборот, каждый день мы отрабатываем варианты решения этой проблемы. Думаю, что результат появится в ближайшее время. В любом случае, решение будет тщательно выверенным. Я не могу позволить, чтобы в Томске в сфере ЖКХ произошло какое-либо ЧП.

"Будут объявлены конкурсы на маршруты"

- Конфликт маршрутников и властей когда-нибудь разрешится? Складывается впечатление, что ситуация тупиковая.

- У меня есть предложение, которое сейчас отрабатывают департаменты экономики и дорожного строительства. Уже давно пора просчитать экономически обоснованный тариф. К примеру, он будет равняться семи рублям или другой сумме. От этой базовой цифры нужно сделать методику расчета на 3 - 5 лет. И когда будут объявлены конкурсы на маршруты, инвестор изначально должен знать, что в течение трех лет он будет возить пассажиров по вполне определенному тарифу. Это сегодня законодательно регулируемый тариф, и мы можем создать механизм его увеличения, к примеру, на коэффициент инфляции. А инвестор уже сам для себя определится - готов он по такому тарифу осуществлять перевозки или нет. Горожане, опять же, будут в курсе того, когда и насколько повысится тариф. Этот механизм будем предлагать Думе города Томска на утверждение.

- Город вкладывает деньги в снегоуборочную технику, приобретены два трамвая. Что еще будет сделано в этом плане в ближайшее время?

- У нас принята программа по трамвайно-троллейбусному управлению. В ней предусматривается покрытие убытков ТТУ в размере 91 миллиона рублей из городского бюджета. Кроме этого, еще 50 миллионов из областного бюджета пойдут на обновление подвижного состава - планируем приобрести еще два трамвая и десять троллейбусов. "Спецавтохозяйство" приобрело в кредит три новых мусоровоза. Один такой автомобиль за раз вывозит более десяти бункеров мусора.

Это тоже наши горожане

- Игорь Николаевич, а какова ваша позиция по отношению к присоединенным территориям? Нет ли желания вернуть их назад, отказаться? Ваше мнение о генеральном плане?

- На присоединенных территориях будем наводить порядок, как и было обещано жителям. Население должно почувствовать, что живет не в сельской местности, а в городе. Что касается генерального плана, то после обсуждения, общественных слушаний его нужно доработать и однозначно выносить на городскую думу для утверждения. Не имея генерального плана, Томск не сможет развиваться дальше. Хотя мы понимаем, что всех проблем сразу он не решит. Важно другое - в администрации Томска начались перемены, много дел начато, и у нас есть четкое понимание того, что нужно делать в ближайшее время.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах