Примерное время чтения: 8 минут
75

Месть павшим разрушает живых

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и факты - Томск 31/01/2007

Помните, в фильме "Джентльмены удачи" беглые зеки на такси колесят по городу, ищут памятник, около которого в пруду затоплен золотой шлем. Один из них помнит, что памятник был "какому-то мужику". Потерявший терпение таксист спрашивает: "Он стоит или сидит?". "Ну, ты даешь! - восклицает зек. - Он же памятник. Кто ж его посадит?!".

Репрессии... против памятников

И вот мы дожили до времени, когда памятники не просто "сажают", а даже репрессируют. Понятно, я имею в виду скандальную ситуацию в Эстонии, где приняты специальные законы для расправы над памятником Воину-Освободителю. Да, конечно, был постыдный пакт Молотова-Риббентропа, положивший начало советской оккупации Эстонии, да, тысячи эстонских семей потеряли родных, были сосланы в Сибирь в годы сталинщины, и этого народ маленькой страны вправе не забыть, не простить. Но сталинщина ничуть не меньше обескровила все народы Советского Союза, а война с фашизмом и тысячи погибших советских воинов, среди которых наверняка были и эстонцы, память об этих погибших и памятник им - это другая история. И объяснения, что эстонцы-де воспринимают памятник Освободителю как символ оккупации, по-моему, просто жалкие оправдания людей, готовых мстить могилам и разрушать могилы.

Эстонские депутаты, принявшие законы о репрессиях против памятников, требуют, чтобы поняли их чувства, чувства их народа. Но как же тогда быть с чувствами других народов, чьи близкие после боев с гитлеровцами остались лежать в эстонской земле?

Нет желания слышать и слушать

Впрочем, любые слова, аргументы, сколь бы сильными они ни были, не будут приняты и поняты, когда нет желания слышать и слушать. Даже тот факт, что в конечном итоге за свою независимость Эстония в конце двадцатого века должна быть благодарна именно России, российским демократам, не позволившим затоптать первые ростки свободы в Прибалтике, уже давно забыт. Журналист Михаил Леонтьев воскликнул недавно по этому поводу в интервью на радио: "А мы, дураки, бегали на митинги, горло драли в их защиту! Чем мы только думали тогда!.." Обида понятна, но стенать нечего.

Давно уже сказано: не развязывай узел предопределения, ибо он завяжется на твоей шее. Впрочем, это к слову... С тех пор, как начались эти события, я стал вспоминать памятники, которые видел в других странах. В основном они поставлены воинам, правителям. В Венгрии такие памятники поставлены в каждом городке, а в столице, в Будапеште, есть площадь, которую окружают памятники всем королям - кто пеший, кто конный. И не все они несли народу свет и радость, некоторые были жестоки и злобны к подданным, как рассказывают экскурсоводы, но место в этой каменной галерее нашлось всем без исключения.

Так же, как, впрочем, во Франции, в Испании... Не знаю, то ли потому, что это произведения искусства, то ли потому, что это часть истории, от которой эти народы считают грехом отрекаться.

Впрочем, куда больше, нежели статуи высокомерных властителей, поразил меня скромный памятник за окраиной венгерского села Гарадна. В это село привез нас, своих томских друзей, бывший томич, выпускник ТПУ, давно уже живущий в Канаде, Вадим Ротт. Об удивительной и трагической истории семьи Ротт я рассказывал в газете несколько лет назад, сейчас - только один фрагмент.

В Гарадне в начале прошлого века жил дед Ротта, там он и был похоронен. Но столетие, две мировые войны, прокатившиеся по стране, многое разрушили, да и только в конце восьмидесятых Вадим получил разрешение приехать в Венгрию, чтобы разыскать могилу предка. Он рассказал нам историю поисков и то, что его тогда поразило до глубины души.

Хотя располагалась могила не на общем кладбище, а далеко от него, среди зарослей деревьев и кустарников, она была ухожена, место вокруг аккуратно расчищено, хотя с 1910 года никто из многочисленных потомков на этом месте не был. (Жизнь разбросала их по всему миру, но только Вадим захотел найти могилу и поклониться предку).

Богоугодное дело

Чудо ухоженного захоронения, впрочем, объяснилось. Оказывается, незадолго до приезда Вадима католическая церковь обратилась к верующим во всем мире с призывом - отметить "круглую" годовщину окончания смертоносной чумы в Европе каким-нибудь богоугодным делом. Жители Гарадны вспомнили, что недалеко от села есть заброшенная могила, и привели ее, по возможности, в порядок. Это потрясло Ротта и его жену Ию. "Вадим, - сказала Ия, - мы должны вернуться сюда и что-то сделать".

Их сын Шандор, архитектор, сделал проект памятника, который открыли через год. На открытие памятника пришли жители деревни и местный священник. Слушая эту историю, мы, конечно, думали и о своих предках, памяти, о том, как хранится эта память у нас в стране, в Томске. Не сговариваясь, заговорили о постыдном состоянии кладбища на Томске-2, варварски разрушенных могилах старого кладбища у железной дороги близ площади Южной. Да разве только в Томске такое? Недавно я узнал, что в Астрахани снесена часть кладбища, где была и могила моего отца...

Нам бы вспомнить и свои грехи

Все это я говорю к тому, что, справедливо осуждая эстонский парламент за преследование памятника советским солдатам, нам не мешало бы навести порядок с памятниками и памятью в своей стране. Разве правительство, президент, министр обороны России не знают о десятках тысяч не захороненных до сих пор воинов Великой Отечественной?! Знают, конечно. Но почему-то в бюджете России нет специальной строки расходов на этот счет, и поиск на местах боев ведут только группы молодых энтузиастов на скромные деньги спонсоров.

При том многие десятилетия мы лицемерно провозглашали, что у нас "Никто не забыт и ничто не забыто". А что у нас происходит с памятниками? Монумент Дзержинского (кстати, памятник, представляющий произведение искусства) в эйфории августа 1991 сбросили с пьедестала, а памятники идейного вдохновителя Феликса Эдмундовича, вождя революции, по стране - сплошь и рядом. Да и сам вождь (благословлявший массовые казни) на главной площади страны, не по-христиански, присутствует в виде открытого трупа, рядом с главными христианскими храмами.

В последний момент эстонский парламент сделал шаг назад, отправив антипамятниковый закон на доработку. Сказалось возмущение в России, самой Эстонии, пожурили эстонцев и в Евросоюзе. Но процесс, как говорится, пошел. О сносе советских памятников заговорили и в Литве. Но месть, даже памятнику, разрушает живых. И знаете, что вспомнилось?

В начале девяностых, когда три прибалтийские республики начали стремительно дистанцироваться от России, попалась мне книжка какого-то фантаста, который описывал события, происходящие в "фашистском государстве Балтия". Тогда я воспринял это как бред сумасшедшего и не стал читать после первых страниц.

"Происходящее вызывает обиду"

Людмила Карловна Богенс, директор Дома культуры эстонского поселения Березовка Первомайского района.

- Мы слышали об этой ситуации по телевидению, читали в газетах, и у нас все происходящее вызывает обиду. Я вообще не понимаю, что здесь можно делить? В нашей деревне тоже есть памятник погибшим воинам, и там все - и русские, и эстонцы - лежат под одной плитой. Это около 130 человек.

С одной стороны, я могу согласиться с тем, что памятник должен быть на кладбище, находиться в подобающем месте. С другой - почему об этом вспомнили именно сейчас? Ведь история есть история, мы не можем ее переписать или забыть, какой бы горькой она ни была. Вряд ли можно одобрить снос памятника. Мне кажется, здесь все дело в отношениях России и Эстонии.

"Памятники трогать нельзя"

Ремберт Эльмарович Палосон, в прошлом директор совхоза им. 50-летия СССР в селе Коломинские Гривы Чаинского района, Герой Социалистического Труда, сейчас живет в Томске.

- Я считаю, то, что происходит в Эстонии, - не находит никакого оправдания. Многим людям война принесла горе, но от нас уже ничего не зависит, время вспять не повернешь, и к тому, что было, надо относиться с должным уважением. Да, что-то переосмысливать, возможно, переоценивать, но к чему могилы ворошить? Моя сестра живет в Эстонии, и я знаю, что и там большинство людей против сноса памятников. Я надеюсь, что эстонское руководство все-таки одумается и не будет принимать таких решений. Глубоко убежден: памятники трогать не нужно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах