Томский ветеран ВОВ рассказал, как людей заживо сжигали в сараях

Михаила Третьякова призвали по мобилизации в 1942 году, он три месяца был в учебной части под Новосибирском, затем попал в омскую танковую школу, где получил специальность радиста-пулеметчика, на фронт он отправился старшим сержантом и дошел до Берлина. Ветеран поделился воспоминаниями о Великой Отечественной войне с изданием «Комсомольская правда – Томск».

   
   

Михаил Васильевич рассказал, что попал на 1-й Белорусский фронт в 66-ю танковую бригаду 2-й танковой армии. Во время наступления немцы отошли, было принято решение отправить в бой два танка, чтобы выяснить месторасположение неприятеля. Танк томича вошел в их число, неприятели попали в технику, боевые машины загорелись, экипаж Михаила успел выскочить, бойцы побежали и сразу погибли, а томич откатился в овраг и чудом остался жив. Во втором танке два человека сгорели заживо, а радист выбежал, на нем горела куртка, Михаил помог потушить бойца, и тот попал в госпиталь с сильными ожогами.

Томич также вспоминает, что при освобождении Варшавы, где находился лагерь военнопленных, людей сжигали в топках, а потом ссыпали пепел в кучу.

В Польше Михаил получил ранение — осколки снаряда попали в левый бок, из ребра удалили большой кусок металла, а маленький так и остался в почке. Немцы топили свои танки, чтобы они не достались русским, бой был тяжелым, не могли прорвать оборону, но на помощь подоспели «Катюши», и бойцы смогли прорваться дальше.

Фото: Народный фронт Томская область/ Александр Паныч

Михаил дошел до Берлина, где за несколько дней взяли город, где 29 апреля стояли у стен Рейхстага.

«Командир 1-го батальона бегал с палкой, по каждой машине бил и говорил: «Не стрелять! Начнутся переговоры». Я на рации сидел, своему командованию сразу давал сигнал. Говорили о капитуляции, чтобы с двух сторон зря люди не гибли», — вспоминает ветеран.

Затем было принято решение о капитуляции, бойцам заранее выдали красные знамена, первыми флаг на Рейхстаге установили сослуживцы томича.

   
   

Ветеран также рассказал, что они захотели проехать по Берлину, увидели, как один из местных жителей чинит машину в гараже и попросили прокатиться, тот попросил долго не кататься и вернуть транспорт, так как горючего было мало. На одной из улиц бойцы увидели гору аккуратно сложенных тел погибших. Их приготовили к кремации, но не успели сжечь.

«Немцы мертвые лежали там как дрова. Вот война шла 4 года, у них ни одного инвалида нет среди населения и раненого, потому что Гитлер распорядился таких из больницы не выпускать. Я 4 года прожил там после войны, ни одного раненого не видел», — поделился томич.

8 мая 1945 года подписали Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. 9-го объявили День победы.

«Мы закричали сразу: «Фляга есть спирту! Давайте всех угощать!», — отметил Третьяков.

Напомним, ветерану ВОВ из Томска Владимиру Осипову вручили медаль. Томич получил награду за участие в Прохоровском сражении.