Суд задним числом

Валерий Доронин

Суд признал бывшего мэра Томска Ивана Кляйна виновным и назначил наказание, которое он уже отбыл.

   
   

Финишный рывок

В понедельник 29 января Советский районный суд Томска вынес решение по самому резонансному за последние годы делу «про 2 мм». Три сотни томичей ждали его оглашения на улице. Бывший мэр Томска Иван Кляйн получил 2 года и 9 месяцев колонии общего режима, но поскольку уже больше трех лет находится под судом и следствием, то был освобожден в зале суда. Домашний арест заменили на подписку о невыезде. Его встретили на улице аплодисментами, объятиями и слезами. Кажется, и у самого Ивана Кляйна глаза были на мокром месте. Под мягким снежком и под руку с женой он наконец пошел по улицам любимого им Томска. Процесс по «делу о 2 мм» продольной ровности завершен и, уверен, юристы еще рассмотрят его подробно. Пока можно подвести первые итоги.

 Процесс длился более года и внезапно ускорился лишь тогда, когда свои доводы начала представлять сторона защиты. С явной целью, спутать планы и не дать выступить всем авторитетным свидетелям. Однако защитники Ивана Кляйна смогли мобилизоваться, а вот судья Анна Полянская, к сожалению, не захотела услышать доводы адвокатов и свидетелей.

 В чем же обвинялся Иван Кляйн? Какие леденящие душу подробности его преступления обеспечили неизменный интерес общественности и средств массовой информации?

Бывший мэр Томска обвинялся в том, что создал преступную группу из начальника городского департамента дорожной деятельности Сергея Аушева (2 года условно) и проректора ТГАСУ Артема Рышкова (1 год условно). Эти «злоумышленники», как говорят гособвинители, сговорившись «в неустановленное время в неустановленном месте», «злоупотребили» своими служебными полномочиями, чтобы отремонтировать улицу Большую Подгорную в 2019-ом году в соответствии с ГОСТ 50597-2017. Следователи, прокуроры и некоторая часть свидетелей почему-то считали, что текущий ремонт надо делать в соответствии со Сводом правил 78.13330.2012 «Автомобильные дороги»

Разница в требованиях  к продольной ровности  у этих двух нормативных документов – 2 мм. Дело получило неофициальное название «про 2 мм» и громкий резонанс как раз из-за мизерности и необоснованности предъявленных обвинений. Попытка обвинения раздуть из этой микроскопической разницы слона могла бы сойти с рук, но высокий общественный интерес, симпатии томичей к главному обвиняемому Ивану Кляйну обеспечили гласность судопроизводства. Это, а также необходимость смягчить общественные настроения накануне главного политического события года, обусловили относительную мягкость приговора.

   
   

Но теперь надо ответить на вопрос: каковы опасные последствия деяний Кляйна, Аушева и Рышкова? Оказывается, из-за того, что ремонт дороги по Большой Подгорной был сделан по ГОСТу, были «дискредитированы органы местного самоуправления, подорван престиж и доверие к органам власти».

Но каков же был мотив преступления у бывшего мэра Томска?

Оказывается, он очень хотел, чтобы Томск выполнил показатели национального проекта «Безопасные и качественные дороги», а без Большой Подгорной в 2019-ом году это не получалось сделать. Но зачем мэру выполнять показатели национального проекта? Следствие, а затем и гособвинители считают, для того, чтобы Томск и дальше мог получать деньги на дорожный ремонт.

Остается только развести руками.

Трех человек судили больше года за то, что они просто выполнили свои служебные обязанности. Теперь, оказывается, в Томской области за это судят. Такая показательная направленность суда и следствия на наказание должностных лиц местного самоуправления во чтобы то ни стало разрушает доверие к правоохранительным органам и престиж местного самоуправления гораздо больше, чем пресловутые 2 мм продольной ровности.

Защита Кляйна

Фото: Валерий Доронин

Что же противопоставили такому на коленке сляпанному, абсолютно надуманному обвинению защитники Ивана Кляйна? Тут лучше опытнейшего адвоката Ларисы Шефер, которая уверена в низком качестве следствия по делу, не скажешь:

- Впервые в моей практике сложный спор о качестве работ рассматривается, опираясь на показания свидетелей. В результате мы видим: вывод о качестве работ сделан не специалистами, а следователем и гособвинителями. В деле нет ни одного исследования эксперта в области дорожного строительства. Защитники, восполняя этот пробел следствия, пригласили двух авторитетных экспертов, красноярца, заведующего кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений Сибирского федерального университета Вадима Серватинского и директор ООО «Стройэксперт» Маргариту Ковалеву. Они подтвердили, что, судя по документам, шел обычный ремонт дороги и делать его надо было по ГОСТу, который является национальным стандартом.

- Всегда учу моих студентов, - сказал в суде под присягой Вадим Серватинский, - сделайте дорогу по ГОСТ и к вам никто не будет иметь претензий.

Но, как выяснилось, претензии могут быть, если следователи и прокуроры изо всех сил захотят сфабриковать уголовное дело. Но даже они были вынуждены смириться с доводами адвоката Марины Вихлянцевой о том, что продольная ровность при ремонте все-таки проверяется по ГОСТ. Однако они продолжали ссылаться на условия муниципального контракта, где этот пресловутый Свод Правил был упомянут. То есть уголовное дело изначально было субъективно, поскольку возникло из-за толкования закона, а не из его требований.

Незнакомый мотив

Хуже всего у следствия дело обстояло с мотивом преступления: подсудимый Кляйн, по их мнению, опасался, что срыв реализации нацпроекта повлечет сокращение федерального финансирования на следующий год. Но в суде выяснилось, что все работы по текущему ремонту Большой Подгорной оплачивались не из федерального, а из муниципального бюджета. То есть Федерация потратила 0 рублей. Нечего сокращать.

Может быть, областной бюджет обещал ввести санкции против Томска, если они не введут в эксплуатацию дорогу на Большой Подгорной? Но нет, область обещала продолжить финансирование вплоть до 2021-го года и не снижать его.

В суде выяснилось, что отчетность по реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» составляется по результатам независимой диагностики, к которым предписания строительного контроля отношения не имеют.  Более того, самим обвинением к делу были приложены отчеты по результатам диагностики выполненные ТГАСУ  в 2019 и 2020 годах – до и после ремонта,  а  также отчёт РОСДОРНИИ (г. Красноярск). Согласно этим отчетам   дорога на ул. Большая  Подгорная по показателю ровности и дефектам в отремонтированной ее части на 100 процентов соответствовала показателям нац.проекта «Безопасные и качественные дороги».

То есть нет ни мотива, ни состава преступления.

Но следствие и гособвинители продолжали утверждать: «обвиняемый Иван Кляйн с апреля 2019 по июль 2019 в неустановленном месте при неустановленных обстоятельствах разработал преступную схему». Зачем разрабатывать преступную схему в апреле, если о первых сложностях мэра Ивана Кляйна проинформировали только в июне? Никаких конкретных преступных действий Иван Кляйн не совершал: не планировал преступление, не определял содержание действий других соучастников и даже не был знаком с Рышковым А.В., не совершал никаких действий по руководству действиями иных лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Считаем ущерб

Фото: Валерий Доронин

Последствия деяний Ивана Кляйна обвинение изложило максимально пафосно:

«- нарушены права и интересы граждан и организаций на безопасные условия движения по дорогам РФ

 - нарушены охраняемые интересы общества и государства, что выразилось в подрыве авторитета и дискредитация органа местного самоуправления, дискредитации принимаемых государством и органами местного самоуправления мер по реализации национальной программы, направленного на осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ».

Любой автолюбитель, который двигается по Большой Подгорной регулярно, и с 2019-го года в частности, подтвердит: его права на безопасные условия движения не нарушены.

А вот с подрывом авторитета органа местного самоуправления, ситуация сложная. Как мы помним, в процессе представитель мэрии Томска Евгения Малышева попыталась обосновать здравую позицию: муниципалитет не является пострадавшей стороной, поскольку дорога все-таки отремонтирована. В тот же день, по случайному совпадению, на рабочем месте Малышевой началась выемка документов, на нее завели уголовное дело по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями, а ее саму, начальника правового департамента и мэра(!) Томска Дмитрия Махиню срочно вызвали вечером для дачи объяснений в следственные органы. В результате Малышеву и ее начальника вынудили уволиться, а в суде появился более сговорчивый представитель мэрии.

Если это не дискредитация органа местного самоуправления силами прокуратуры, то что? А о «материальном ущербе» лучше всего сказала адвокат Шефер:

- Утверждение о факте причинения ущерба вызывает изумление. Его снижение по инициативе гособвинения с предварительно указанной суммы в 74 146 616,40 рублей до суммы похищенных в ходе ремонта материалов (6.223 млн рублей) свидетельствует о единственном: обвинение признало, что все работы по Б.Подгорной проведены с надлежащим качеством и поэтому претензии остались исключительно к «сэкономленным» ООО «Братство» материалам.

Тем не менее, суд обязал трех подсудимых выплатить ущерб муниципалитету в размере 6,22 млн рублей. Неделю назад точно такой же ущерб Ленинский суд обязал выплатить директора ООО «Братство» Роберта Григоряна. Так что мэрия Томска мало того, что отремонтировала Большую Подгорную, так еще и заработала 12,5 млн рублей! Как она теперь будет выбираться из этого правового казуса с «незаконным обогащением», пусть обновленный правовой департамент мэрии разбирается.

Отдаленные последствия

Приходится поздравить всех трех обвиняемых по «делу о 2 мм». Все на свободе, наказания условны. Но осадочек от дела остался.

Заключается он в том, что никакой, самый лучший мэр, человек или гражданин, благотворитель и меценат не застрахован в России от напрасных обвинений и несправедливых наказаний. Делом Кляйна окончательно разрушен авторитет системы органов местного самоуправления. Мало кто из деятельных граждан желает в них работать: «Если уж Кляйна смогли наказать, то нас просто раздавят!», - говорят главы муниципальных образований Томской области. Это та самая народная мудрость, которая, к сожалению, продолжает оставаться в России актуальной.

От сумы и тюрьмы – не зарекайся.

Автор: Андрей Михайлов