Сложно конкурировать с зарубежными производителями, у которых налажен процесс работы, и доступные цены. Однако, и для российских предпринимателей есть место в высокотехнологичном производстве. Разберемся, как его найти, и с чем придется столкнуться
Правительство разработало госпрограмму, согласно которой, к 2030 году российские производители микроэлектроники должны закрывать все потребности отечественных компаний в данной продукции. Насколько реально появление в нашей стране новых высокотехнологичных производств в сфере микроэлектроники.
Проблемы высокотехнологичного производства
Для создания технологичного производства его владельцы должны ответить на несколько ключевых вопросов.
- Какое оборудование закупить?
- Какую технологию использовать?
- Каких специалистов нанять?
На первый взгляд, все довольно просто. Но, как обычно, сложности возникают, если перейти к деталям.
Покупка оборудования. В условиях антироссийских санкций это сложная задача: у отечественных производителей существенно сократился выбор деловых партнеров. Кроме того, из-за разрыва логистических цепочек оборудование физически сложно доставить в Россию, даже если найти иностранного поставщика.
Помимо этого, станки для высокотехнологичного производства дорогостоящие, и они предназначены для решения узких задач. То есть не существует одного универсального станка, который в области микроэлектроники производит разные компоненты или детали. В зависимости от специализации компании ей потребуется оборудование для выпуска микросхем, плат, оптоволокна или другой продукции. Выпускать несколько видов микроэлектроники – очень дорогое удовольствие для производителя.
Выбор технологии. Она зависит от продукта, который планируется выпускать. Россия в области микроэлектроники не производит ничего флагманского, здесь мы находимся в позиции догоняющего. По данным Ассоциации разработчиков и производителей электроники, в марте 2022 года доля России на мировом рынке микроэлектроники составляла 0,5%. Для сравнения – доля Тайваня чуть более 20%. Чаще всего отечественные компании на своих производствах повторяют то, что уже существует на мировом рынке.
Главное преимущество отечественного продукта в наше время – гораздо более удобная логистика по сравнению с импортом. Стоит отметить и довольно высокое качество российской продукции. А вот по цене и особенно широте выбора конкурировать с Китаем или Тайванем пока тяжело.
Для налаживания технологических процессов требуются ученые и инженеры, которые способны предложить собственные наработки и идеи. И здесь мы подходим к третьей проблеме.
Поиск кадров. Предприятие не может выпускать продукцию без специалистов. В России наблюдается дефицит кадров в сфере микроэлектроники. Весной прошлого года в разработке и производстве электроники было задействовано около 300 тыс. человек. Из них лишь 2% – специалисты в возрасте до 29 лет. Молодежь неохотно идет в данную отрасль. Обучение специальностям в области микроэлектроники – сложный процесс. Необходим высокий уровень знаний для поступления в вуз, а сами профессии не такие престижные и высокооплачиваемые, как, например, IT-специальности. По данным национального проекта развития радиоэлектронной промышленности в России, лишь 5% выпускников профильных факультетов остаются в профессии.
Начинающие производители вряд ли готовы обучать нужных специалистов и вкладываться в повышение их квалификации. На старте, когда у компании еще мало клиентов и непонятен спрос, сложно предлагать сотрудникам зарплату выше рыночной. А значит, привлекать квалифицированные кадры, переманивая их с других производств, практически невозможно.
Выбор своего пути
Компания, которая хочет выйти на рынок микроэлектроники с собственным продуктом, должна думать не только о производстве. Другие важные вопросы – поиск клиентов и ценообразование. Предлагаемые цены должны быть конкурентными и окупать вложения. При наличии китайских производителей, чей ассортимент превосходит по некоторым позициям российский в десятки раз, конкурировать с ними сложно. Зарубежные партнеры благодаря большим производственным мощностям предлагают более низкие цены.
Отечественным компаниям целесообразно создавать производство для выполнения сторонних заказов: выпускать компоненты в сфере микроэлектроники для других предприятий. В этом случае производство работает с сырьем заказчика, использует предлагаемую технологическую карту или технический процесс, действуя строго по инструкции. Это такое Lego для взрослых, только вместо деталей конструктора – электронные компоненты.
В нашей стране, по моим оценкам, более тысячи компаний, которые заказывают микроэлектронику для своих изделий. Отечественные производители не успевают отрабатывать их заказы в нужные сроки. Клиенты многих контрактных производств вынуждены ждать свои заказы больше года. Новые игроки на данном рынке гарантировано будут обеспечены заказами.
Возникающие сложности
Создание производства в сфере микроэлектроники упирается в то, что данная отрасль развивается довольно быстро. Пока предприятие будет с нуля наращивать производственные мощности для выпуска определенной продукции, потребность в ней может уже исчезнуть. Например, кто-то выпустит аналогичный компонент, но на более высокой ступени развития. По данным консалтинговой компании «Яков и партнеры», в сфере микроэлектроники каждые 15-20 лет появляются новые технологии, полностью меняющие отрасль. Вкладываясь в производство в данной индустрии, его можно банально не окупить.
Частная компания, которая стартует без помощи государства, еще до запуска должна найти заказчиков, выявить их потребность в продукции, придумать решение, закупить оборудование, разработать технологию. Помимо этого придется решать проблему поиска сырья и думать об окупаемости инвестиций. В собственном производстве два слабых места – поиск заказчиков и скорость реализации проекта. Если есть потенциальные заказчики, готовые выкупать какой-то объем продукции, то имеет смысл вкладываться в запуск производства.
По нашим данным, позволить себе это сейчас могут только крупные игроки рынка или госкорпорации. У небольших компаний шансов мало. Крупные заказчики, которым требуются микрокомпоненты, как правило, делают выбор в пользу китайских партнеров. Они получают более выгодные условия: и по срокам изготовления, и по стоимости.